Гигиенические требования к расписанию уроков по санпин

Приложение 3. СанПиН. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков | ГАРАНТ

Гигиенические требования к расписанию уроков по санпин

Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования — на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 — 4 классов

Общеобразовательные предметыКоличество баллов (ранг трудности)
Математика8
Русский (национальный, иностранный язык)7
Природоведение, информатика6
Русская (национальная) литература5
История (4 классов)4
Рисование и музыка3
Труд2
Физическая культура1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 — 9 классах

Общеобразовательные предметыКоличество баллов (ранг трудности)
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс
Химия131012
Геометрия12108
Физика8913
Алгебра1097
Экономика11
Черчение54
Мировая художественная культура (МХК)855
Биология108777
Математика1013
Иностранный язык9111089
Русский язык8121176
Краеведение7955
Природоведение78
География7665
Граждановедение6995
История586810
Ритмика44
Труд43214
Литература46447
ИЗО3313
Физическая культура34222
Экология33361
Музыка2111
Информатика410477
ОБЖ12333

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 — 11 классах

Общеобразовательные предметыКоличество баллов(ранг трудности)
Физика12
Геометрия,Химия11
Алгебра10
Русский язык9
Литература,Иностранный язык8
Биология7
Информатика,Экономика6
История,Обществознание,МХК5
Астрономия4
География,Экология3
ОБЖ,Краеведение2
Физическая культура1

Источник: https://base.garant.ru/12183577/a496d02287c1e8a2f8df9041972293a4/

Требования к расписанию уроков по санпин фгос 2 ступень

Гигиенические требования к расписанию уроков по санпин

СанПиН для школ с изменениями — нормы СанПиН

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН) для школ являются первоочередным документом, которым должны руководствоваться руководители учебных заведений во время организации учебного процесса. СанПиН 2.4.2.2821-10 для школ периодически дополняется и изменяется

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа – обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых – не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

  • для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

В начале 2018 года были внесены изменения в санпин для школы

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования — на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Источник: https://studiolo.ru/481-trebovanija-k-raspisaniju-urokov-po-san

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Гигиенические требования к расписанию уроков по санпин

Очень важный аспект образовательного процесса — правильно составленное расписание, в соответствии с которым в процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным рационом расписанием учебных занятий.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Основные гигиенические требования к расписанию уроков установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов.

В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1. чередование разных видов деятельности;

2. распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

—  для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 урока и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов  — 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый;

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

В компетенцию специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» входит  гигиеническая оценка расписания уроков в образовательных учреждениях. Эту процедуру ежегодно проходят все учебные заведения перед началом нового учебного года.

  Гиеническая оценка расписания,   зачастую,  показывает превышение недельной учебной нагрузки, что выражается в увеличении количества уроков в день. В расписании уроков довольно часто не соблюдается чередование уроков по характеру деятельности. Отмечаются случаи проведения сдвоенных уроков, что в начальных классах недопустимо.

При выявлении подобных несоответствий документы возвращаются на доработку.

С учетом данных требований, родители могут провести анализ, насколько правильно составлено расписание уроков в школе, воспользовавшись санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Версия для печатиВерсия для MS Word

Источник: http://www.gigiena-saratov.ru/aktyalnye_temy/DetiIPodros/podgotovkaKy4ebnomugody/147405/

1. Гигиенические требования к расписанию уроков

Гигиенические требования к расписанию уроков по санпин

Контроль заправильностью его составления возложенна специалистов госсанэпидслужбы.

Положительную оценку (согласование стерриториальным ЦГСЭН) расписание можетполучить только в случае соответствияСанитарных правил и норм 2.4.2.

16-33-2006«Гигиенические требования к устройству,содержанию и организации учебно-воспитательногопроцесса учреждений, обеспечивающихполучение общего среднего образования»,согласно которым:

1.1.Учебный деньпри односменной работе школ следуетначинать с 9 часов утра, при двухсменнойне ранее 8 часов.Наличие в расписании так называемыхнулевых уроков, как правило, сопряженос нарушением гигиенических рекомендацийотносительно оптимальной продолжительностиактивного отдыха детей (или) ночногосна.

Показательно, что у детей с2―2,5-часовымего дефицитом регистрируют 30% снижениеработоспособности на уроках по сравнениюс одноклассниками, у которых средняяпродолжительность сна соответствуетфизиологическойвозрастной норме.

Между тем в условияхдействия интенсивных учебных нагрузоксчитают рациональным ее увеличиватьна 1 ч, что позволяет обеспечить оптимальноесоотношение длительности ортодоксального(медленноволнового) и парадоксального(быстрого) сна.

Работа школьниковпервых, вторых, 5-х, выпускных и классовкомпенсирующего обучения, а также всехвидов общеобразовательных учреждений,осуществляющих преподавание поуглубленным программам, должна бытьорганизована в первую смену.

Соответствующийконтингент школьников особенно нуждаетсяв благоприятных условиях деятельности,тогда как занятия во вторую сменусокращают продолжительность перерывамежду окончанием домашней самоподготовкии началом уроков в школе, что уменьшаетэффективность восстановленияфункционального состояния ЦНС детей.

Поэтому уже на первых учебных часах уних обычно регистрируют резкое ухудшениепоказателей работоспособности.

Занятия во вторуюсмену должны начинаться не позднее14.00 и заканчиваться не позднее 19.30.Они совпадают с относительно менееблагоприятным периодом суточногобиологического ритма активностиважнейших физиологических функцийорганизма (акрофаза циркадных ритмовпоследних и умственной работоспособностидолжны быть синхронизированы междусобой и с часами учебных занятий).

Кроме того,складывающаяся в данном случае практикаэксплуатации учебных помещений с частымотсутствием их качественной влажнойуборки, проветривания и «отдыха» чреватаухудшением параметров воздушно-тепловогорежима классов (повышение температуры,относительной влажности, концентрациидиоксида углерода и антропотоксинов,рост бактериальной загрязненности,ухудшение ионного состава).

Фонд классныхкомнат, высвобождающийся за счетликвидации занятий во вторую смену,может быть использован для организацииработы с детьми во внеучебное время,что позволяет оптимизировать их досуговуюдеятельность.

1.2.Аудиторная нагрузка школьников(учебные или академические часы) израсчета на 1 учебную неделю в своемсуммарном с учетом продолжительностигрупповых, индивидуальных и факультативныхзанятий выражении не должна превышатьобъемов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 —Максимальнодопустимая нагрузка школьников приразличной продолжительности учебнойнедели

Классы

Максимально допустимая недельная учебная нагрузка, (час)

Общеобразовательные школы, школы-интернаты

Для лицеев (классов), гимназий, школ с углубленным изучением отдельных учебных

Для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической спортивной направленности

По государственному компоненту учебного плана*

С учетом

школьного компонента**

при 5-дневной учебной неделе

1

19

21

22

23

при 5-дневной учебной неделе

при 6-дневной учебной неделе

2

20

22

23

26

3

21

23

24

27

4

22

24

25

28

5

26

28

30

33

6

27

29

31

34

7

27

29

31

35

8

28

30

32

36

9

29

31

34

37

10

30

32

35

38

11-12

30

34

36

38

Независимоот языка, на котором осуществляютпреподавание, базисный и другие типыучебных планов, используемые в практикеработы общеобразовательных учрежденийРеспублики Беларусь, требуется составлять,исходя из данных нормативов.

Источник: https://studfiles.net/preview/5245152/page:2/

Адвокат Еремин
Добавить комментарий