Экологические требования к транспорту

автореферат диссертации по транспорту, 05.22.10, диссертация на тему:Научные основы обеспечения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта

Экологические требования к транспорту

1. Авраамо в Ю.С., Грачев H.H., Сарбаев В.И. Инженер XXI века // Сборник научных трудов. Том III. Перспектива и проблемы интеграции образования и производства. -М.: МГИУ, 2000. С. 8-11.

2. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды // Малов Р.В., Ерохов В.И., Щетина В.А., Беляев В.Б. -М.: Транспорт, 1982.-200 с.

3. Автомобильный транспорт Казахстана: 2003-2004 // Ежегодный доклад («Синяя книга» IRU). М., 2004. 147 с.

4. Автомобильный транспорт России: 2003-2004 // Ежегодный доклад («Синяя книга» IRU). М., 2004. 130 с.

5. Аксенов И.Я. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Машиностроение, 1986.

6. Алборов И.Д. Технология управления экологической безопасностью окружающей природной среды на горных предприятиях Северного Кавказа. Владикавказ: Терек, 1999.

7. Алборов И.Д., Мирзаева А.К., Гуриева Л.М., Сарбаев В.И. Научно-методические основы оценки загрязнения окружающей среды объектами техносферы //Труды СКГТУ. Вып. 8, 2001.

8. Алборов И.Д., Мирзаева Л.К., Сарбаев В.И. Эколого-экономические аспекты основных загрязнителей окружающей среды. РСО-Алания // Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Владикавказ: Рухс, 2000. № 5(29). С. 28-30.

9. Алборов И.Д., Сарбаев В.И., Тедеева Ф.Г. Методы определения показателя степени в законе сопротивления при просачивании воздуха через обрушения // В кн.: Стратегия выхода из глобального экологического кризиса. СПб.: МАНЭБ, 2001. С. 170-171.

10. Алборов И.Д., Сарбаев В.И., Тедеева Ф.Г. Экология и здоровье населения // В кн.: Стратегия выхода из глобального экологического кризиса. СПб.: MAI1ЭБ, 2001. С. 35-36.

11. Алборов И.Д., Фидарова П.Г., Сарбаев В.И. Горные дороги и автомобили. Владикавказ: Терек, СКГТУ, 2001.

12. Алборов И.Д., Фидарова I I.Г., Сарбаев В.И. Экономическая оценка загрязнений природной среды автотранспортом. Владикавказ: Терек, СКГТУ, 2001.

13. Александров В.10., Кузубова Л.И., Яблокова Е.П. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 34. Новосибирск: ПНТБ СО РАН, 1995.32 с.

14. Алексеенко В.А. Геохимия ландшафта и окружающая среда. М.: Недра,1990.

15. Алексеенко В.А. Классификация геохимических ландшафтов населенных пунктов // В сб.: Экология: Опыт. Проблемы. Поиск. — Новороссийск,1991. С. 5-19.

16. Амбарцумяи В.В., Носов В.Б, Тагасов В.И., Сарбаев В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. М.: Научтехлитиздат, 1999. -208 с.

17. Амбарцумяи В.В., Шкрабак B.C., Сарбаев В.И., Шкрабак В.В., Смирнов И.В. Системный анализ проблем обеспечения безопасности дорожного движения. СПб.: СПГАУ, 1999. -352 с.

18. Бадалян A.M. Оценка уровня безопасности движения па двухполосных автомобильных дорогах методом имитационного моделирования конфликтных ситуаций: Диссертация на соискание уч. степени к.т.п. -М., 2002.

19. Бадалян A.M., Брунп И.Е., Воробьев А.10., Еремпп В.М. и др. Моделирование энергоэкологических характеристик транспортных потоков в городах по материалам дистанционного мониторинга // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2002. K\i 4. С. 160-176.

20. Бадаляп A.M., Еремин 13.М., Сарбаев В.И. Оценка энергоэкологических показателей городских автобусных маршрутов. М., Транспорт: Паука, технология, управление, Л» 9, 2004,

21. Бадман A.JI. и др. Вредные химические вещества. — JI.: Химия, 1989.

22. Беннингер Ю.И. и др. Роль частных экспертных организаций в улучшении защиты окружающей среды и повышении безопасности // Автомобильный транспорт. 1994. № 7.

23. Бирюков С.П., Троицкий А.И. Сарбаев В.И. Экспертный метод оценки режимов технического обслуживания автомобилей // Труды Инженерно-экопомического института. Вып. 2. М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2002.-С. 523-528.

24. Болдии А.П., Максимов В.А. Основы Научных исследований и УНИРС. -М., 2002.-276 с.

25. Болин Б., Десса Б.Р. и др. Парниковый эффект, изменение климата и экосистем. М.: Гидрометеоиздат, 1989.

26. Болховитина М.М. Применение зеленых насаждений для уменьшения шума в городах. Вып. 17. — М.: ГосИНТИ, 1979. — 27 с.

27. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.

28. Брайловский И.О., Грановский Б.И. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1978. — 120 с.

29. Брайловский П.О., Грановский Б.И. Управление движением транспортных средств. М.: Транспорт, 1975. — 112 с.

30. Брайловский Н.О., Ризаев Ш.Ш. Исследование закономерностей движения транспорта по магистрали методом статистических испытаний // В кн.: Некоторые вопросы исследования транспортных потоков. М.: ЦЭМИ, 1973. Вып. 4. С. 38-48.

31. Буелепко В.П., Бусленко H.H. и др. Имитационная модель агрегативной системы // Программирование. 1975. jYu 1. С. 7-10.

32. Бусленко Н.Г1. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 339 с.

33. Буелепко И.П., Калашников В.В., Коваленко И.И. Лекции но теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. — 440 с.

34. Ваганов H.A. Ядерный мир. Л.: 1997.

35. Варшавский МЛ., Малов Р.В. Как обезвредить отходящие газы автомобилей. — М.: Транспорт, 1988. — 127 с.

36. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Паука, 1989.

37. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. / Под ред. Л.К. Исаева. Т. 1, 2. М.: ПАИМС, 1997.'

38. Воздействие транспортного комплекса Российской Федерации на состояние окружающей среды и здоровье населения (аналитический доклад). М.: ИИИАТ, 2002. — 58 с.

39. Войтов В.Т. Токсичность отработавших газов силовых установок карьерных автосамосвалов и проблемы ее снижения // Горный журнал. 1999. №7. С. 82-85

40. Воробьев А.Е., Балашова С.П. Прогноз регионального загрязнения -возможности и перспективы // Информационное Экологическое агентство (ИнЭкА). Новокузнецк: ЭКО, 1996. № 3. — С. 7-8.

41. Воробьев А.Е., Сарбаев В.И. Опыт ландшафтно-геохимической оценки территорий в обеспечении экологической безопасности транспортных магистралей // В кн.: Решение экологических проблем в автотранспортном комплексе. М.: МАДИ (ГТУ), 2001. С. 35-36.

42. Воробьев А.Е., Сарбаев В.И. Оценка экологической безопасности автомобильных дорог методом лапдшафтно-геохимического картирования территорий / Под ред. В.И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2000. 51 с.

43. Воробьев А.Е., Сарбаев В.И., Дьяченко В.В., Шилкова О.С. Транспортные магистрали как источник загрязнения окружающей среды / Под ред. В.И. Сарбаева. М.: МГИУ, 2000. 52 с.

44. Воробьев А.Е., Сарбаев В.И., Зеркаль О.В., Балашова С.П., Шилкова О.С., Тушев О.В. Прогнозная эколого-геохимическая карта Калужской области // Горный информационно-аналитический бюллетень. М., 2000. № 10. С. 50-53.

45. Воробьев А.Е., Сарбаев В.И., Шилкова О.С. Автомобиль дорога -окружающая среда / Под ред. В.И.Сарбаева. М.: МГИУ, 2001. — 180 с.

46. Воробьев А.Е., Шилкова О.С., Сарбаев В.И. Загрязнение окружающей среды горно-промышленными дорогами // В кн.: Новые идеи в пауках о Земле. М., 2001. С. 14-15.

47. Воробьев И.В. Методические основы экологической оценки автобусного маршрута в городах: Диссертация к.т.н. М., 1996. — 194 с.

48. Воронин В.Г. Теория оценки параметров токсичности транспортных газотурбинных двигателей // Двигателестроение. М., 1998. — С. 55-58

49. Высоцкий М.С., Гришкевич А.И. Автомобили // Специализированный подвижной состав. М.: Высшая школа, 1989. — 240 с.

50. Гетманец Г.В., Лиханов В.Л. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта: справочное пособие. М., АСПОЛ, 1993. -330 с.

51. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. Доклад ЛЬ 13 ВОЗ. Окись углерода. ВОЗ-Женева, 1983.

52. Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. М.: Высшая школа, 1988.

53. Глазовская М.А., Касимов Н.С. и др. Ландшафтно-геохимические основы фонового мониторинга природной среды. М.: Наука, 1989.

54. Глухов В.В и др. Экономические основы экологии. СПб.: Специальная литература, 1995.

55. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. — М.: Просвещение, 1985.

56. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987.-207 с.

57. Голубков Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М.: Экономика, 1977. 135 с.

58. Горбунов В.В. Токсичность // Двигатель внутреннего сгорания. Перу-Вима, 1993.

59. ГОСТ 17.2.2.02-98. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения дымности отработавших газов дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

Источник: http://tekhnosfera.com/nauchnye-osnovy-obespecheniya-ekologicheskoy-bezopasnosti-ekspluatatsii-avtomobilnogo-transporta

Стоп-выхлоп: какие экологические ограничения для транспорта ожидаются в России

Экологические требования к транспорту

О том, как и когда в России смогут ограничивать движение неэкологичного транспорта, читайте в материале портала Москва 24.

m24.ru/Игорь Иванко

В конце февраля Федеральный административный суд Лейпцига разрешил властям Штутгарта и Дюссельдорфа вводить в определенных частях города запрет на въезд дизельных машин.

При этом предусмотрены исключения для автомобилей проживающих там граждан, скорой помощи, пожарных, мусоровозов и других городских служб.

Данная мера, по мнению суда, необходима для улучшения в этих городах качества воздуха.

В пресс-службе министерства транспорта РФ порталу Москва 24 сообщили, что в нашей стране региональные власти смогут вводить ограничения на движение неэкологичного транспорта с 1 июля этого года.

«Постановлением правительства РФ № 832 (от 12 июля 2017 года – прим. ред.

) региональным властям предоставлена возможность вводить ограничения на движение автотранспорта в определенных зонах в зависимости от экологического класса транспортного средства.

Таким образом, города вправе вводить такие зоны с целью защиты окружающей среды от негативного воздействия транспорта», – пояснили в ведомстве.

Знаки «Зона с ограничением экологического класса»

Мнение экологов

В министерстве природных ресурсов и экологии РФ порталу Москва 24 пояснили, что автотранспорт является одним из основных источников загрязнения воздуха в крупных городах страны.

«Около половины легкового автотранспорта сегодня имеет возраст более 10 лет. Благодаря высокому пробегу выбросы этих автомобилей существенно выше номинальных на момент выпуска.

Важно отметить, что уровень загрязнения атмосферного воздуха наиболее высок вблизи крупных автотрасс, поскольку классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания на «холостом ходу» выбрасывают в 2-3 раза больше загрязняющих веществ, чем при установившемся режиме движения», – пояснили в Минприроды.

портал Москва 24

«Среди регионов по объемам выбросов от автотранспорта лидирует Москва», – отметили в министерстве. По информации пресс-службы, вместе с данными Подмосковья показатели региона составляют почти половину всех автотранспортных выбросов Центрального федерального округа и порядка одной восьмой части от общероссийской величины.

При этом, по словам представителей Минприроды, значительный эффект по снижению выбросов имело введение требования к качеству автомобильного топлива и к выбросам загрязняющих веществ автомобильной техникой.

«С 1 января 2016 года на все ввозимые в Россию автомобили действует стандарт Евро-5. С 1 июля 2016-го такое же требование ввели для всего производимого топлива.

За счет пониженного содержания серы в экологичном топливе с момента утверждения новых требований выбросы диоксида серы снизились на 79%, твердых частиц – на 13,5%.

За счет меньшего содержания ароматических углеводородов (на 17%) в бензинах на 22,7% снизились выбросы бензпирена», – отметили в пресс-службе.

В Минприроды подчеркнули, что вступление в силу постановления правительства позволит защитить окружающую среду от воздействия выбросов вредных веществ, минимизировать воздействие от грузовиков, и, конечно, создать новую правовую базу для развития экологически чистых видов транспорта.

«Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населенных пунктов ТС с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистого транспорта», – заключил собеседник портала.

Кстати, в Москве с 1 января 2017 года для грузовиков ниже экологического класса Евро-3 уже запрещен не только въезд в центральную часть города, ограниченную ТТК, но и движение по «трешке». Кроме того, для грузовых автомобилей ниже класса Евро-2 вообще запрещен въезд в пределы МКАД и движение по ней.

портал Москва 24/Никита Симонов

Председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев уверен, что экологичный тип транспорта нужно развивать и поддерживать владельцев таких автомобилей.

«Мы обратили внимание на то, что у многих владельцев транспортных средств, которые используют природный газ, пропан и бутан, возникают определенные проблемы с регистрацией и перерегистрацией транспортных средств, также газовые заправки недостаточно развиваются в России. Поэтому нужно поднимать вопрос развития именно экологических транспортных средств, например, работающих на природном газе», – отметил он.

Кроме того, по его мнению, при введении любых ограничений для транспорта нужно быть особенно аккуратным и не нарушать права человека.

«Дело в том, что если транспортное средство приобреталось в 2000-м году, то водитель не мог знать определенных ограничений, которые будут через 10-15 лет.

Его ТС соответствует определенным требованиям, оно технически исправно, и просто так ограничить его право на передвижение нельзя.

У нас почти 46 миллионов автовладельцев, и практически выдавливать этот транспорт из черт города тоже не хорошо», – пояснил Лобарев.

Он также добавил, что состояние воздуха в крупных городах оставляет желать лучшего, поэтому нужно рассматривать вопросы определенных преференций гражданам, которые используют экологически чистые транспортные средства, вопросы утилизации транспортных средств при переходе на Евро-4 и Евро-5 и другие меры.

Источник: https://www.m24.ru/articles/avto/28032018/152355

«Рыба погибла по вине «Саранскгорводоканала», не соблюдавшего экологические требования!»

Экологические требования к транспорту
Андрей Аленцин признателен инициаторам и участникам экологических акций и субботников за их труд. Юлия Честнова / Столица С

Мордовия занимает лидирующие позиции в экологических рейтингах. Но это не значит, что окружающей среде ничего не угрожает. Местные жители часто жалуются на запах гари, который доносится с полигонов твердых бытовых отходов.

Летом произошла массовая гибель пчел и рыбы. Зимой недалеко от завода «Мордовцемент» выпал коричневый снег. Сегодня нарушения устранены, но некоторые жители республики, по-прежнему, переживают.

В беседе с АННОЙ ОПРАВХАТ их страхи и сомнения развеял начальник регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Андрей Аленцин

«С»: Какие жалобы от населенияпоступают в ваше ведомство?

— В этомгоду много из них было связано с массовой гибелью пчел. Эта проблема возникла внескольких регионах России. Рассматриваемый вопрос не в полной мере относится ккомпетенции Управления.

 Думаю, чтослужбы, призванные решать эти вопросы, озвучат свое компетентное мнение, и вближайшее время станут известны результаты проверок. Поступали обращения нанесанкционированные сбросы в ручей Блохинский. По данным фактам проводятсярейдовые мероприятия, виновные лица будут привлечены к ответственности.

Врезультате обращения граждан о сбросе неочищенных стоков в ручье Паксилей, лица,допустившие нарушение  привлечены кадминистративной ответственности в виде штрафов на общую сумму 86,5 тысяч рублейи уже возместили ущерб в размере 461 тысячи 600 рублей.

В 2019 году участилисьжалобы на возгорания Саранского полигона твердых бытовых отходов.Действительно, там фиксировались факты, как открытого горения, так и тленияотходов. По итогам проверок виновным назначены штрафы – 242 тысячи рублей,выдано предписание об устранении нарушений.

Сейчас на рассмотрении находитсяобращение, поступившее из администрации Президента страны. Оказалось, чтожитель села Аксеново обратился туда с сообщением  о задымлении. Мы приняли меры. Помимо штрафа,руководству полигона выписано предписание об устранении нарушений.

В случае неустранения нарушения  мы будем вынужденыобратиться в суд. В соответствии с поручением Премьер министра России ДмитрияМедведева, данного 30 августа во время рабочей поездки в Астраханскую область,планируется ужесточить систему контроля и штрафы за несанкционированный сброссточных вод, как от предприятий, так и от отдельных граждан.

«С»: Сколько свалок существует вМордовии?

— Натерритории республики насчитывается  15 официальныхобъектов размещения отходов, но используются только 10 из них. Несанкционированныесвалки не эксплуатируются. В ближайшей перспективе планируется ихрекультивация.

Но мы все еще выявляем стихийные навалы мусора.

Кстати, сотрудникинашего ведомства не только проводят работу по обнаружению таких мест ипривлечению виновных к ответственности, но и являются ежегодными участникамисубботников «Зеленая весна», «Водным объектам —  чистые берега».

«С»: Некоторые граждане уверены, чтомусор разделять не нужно, поскольку он все равно смешивается и отвозится наодин полигон. Как дела обстоят на самом деле?

— Из общегообъема твердых коммунальных отходов сортируются порядка 6-7 %, остальные размещаютсяна полигонах.Раздельный сборведется по двум направлениям – картон, бумага и полиэтиленовые бутылки.

Все этоотвозится на отдельном транспорте на предприятия переработки.

Согласнонацпроекту «Экология», к 2024 году доля коммунальных отходов, поступающих наобработку, должна вырасти до 60 %,на переработку в России должно отправляться36 % всех отходов.

«С»: Лично вы уже перешли нараздельный выброс мусора?

— Да, в моемдворе установлены соответствующие контейнеры, и я этим, разумеется, пользуюсь.

«С»: С чем связана гибель рыбы в рекеСаранка?

— Проверка,которую провела прокуратура Ленинского района с привлечением наших-специалистов, показала, что в попадании вредных веществ в воду виновноруководство «Саранскгорводоканала». На предприятии не соблюдались экологическиеи технологические требования. Нарушители были привлечены к административнойответственности в виде штрафов.

Но, если говорить откровенно, то в Саранске естьеще очень старые канализационные сети, которые давно подлежат замене. И вот одиниз таких участков вышел из строя. Канализационные стоки попали в ливневыйколодец и далее в реку Саранка. В результате чего в реке погибла рыба. Сейчаспредпринимаются меры для реконструкции устаревшего оборудования.

Мы надеемся,что экосистема реки быстро восстановится.

«С»: На берегах Саранки скапливается огромноеколичество мусора, который недавно убирала  группа молодых людей.  Они рассказали, что находили в кустах бокалы,выброшенные счастливыми молодоженами. Как с этим бороться?

— Стихийнаясвалка — нарушение, за которое предусматривается административное наказание. Дляграждан предусмотрены штрафы — от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от10 до 30 тысяч, для предпринимателей – от 10 до 50 тысяч, для предприятия иорганизации – от 100 тысяч.

Из–за отсутствия финансовых средств муниципальные властине всегда оперативно устраняют стихийные свалки… Что делать с молодоженами?Понятно, что свадьба — это особый день в жизни молодых людей, и они основноевнимание уделяют лишь друг другу.

Думаю, что устранением указанной проблемыдолжны озаботиться сопровождающие молодых лица, а также стоит установить возле мостатаблички с предупреждением и специальные баки для бокалов.

«С»: Давайте от молодоженов перейдемк… промышленным предприятиям. Они часто допускают нарушения? 

— Когдадеятельность предприятия каким-либо образом касается отходов, оно обязаносдавать ежегодный отчет. В республике недостаточно объектов утилизации иобезвреживания промышленных отходов, поэтому они отправляются на переработку всоседние регионы. Вредных производств немного. Но нарушения выявляются.

Например, руководство «Агроводоканала» не соблюдало правила эксплуатацииводохозяйственных и водоохранных сооружений. Этой организации был выписан штрафв размере 86 тысяч 500 рублей. Во время плановой проверки многочисленныенарушения природного законодательства выявлены на «Мордовцементе». Денежноенаказание составило более 1 миллиона рублей.

«Мордовцемент» был привлечен кответственности также по факту несанкционированного выброса в атмосферныйвоздух. Речь идет об аварии, когда вблизи предприятия выпал серо-коричневыйснег.

Сейчас в рамках модернизации производства «Мордовцемент» установилсовременные пылеулавливающие устройства, которые позволяют снизить количество выбросоввредных веществ в атмосферу. Агрессивные отходы образуются также на молочных имясоперерабатывающих заводах.

Чтобы избежать загрязнения окружающей среды,строятся локальные очистные сооружения, которые стоят не менее 100 миллионоврублей. Сегодня идет активный переход на экологическую продукцию, асоответствующую сертификацию можно получить только при минимальном воздействиина природу.

«С»: Кто еще провинился?

— «АвиалинииМордовии» не выполняли экологические требования при эксплуатации взлетно-посадочнойполосы и перрона в части очистки сточных вод. «Жилищное ремонтно-строительноеуправление Октябрьского района» размещало снежные массы, собранные в ходезимней уборки улиц, в водоохранной зоне реки Тавла.

Фирма «За мир» беспорядочносбрасывала отходы животноводства рядом с рекой Безинка. Завод «Резинотехника» «отличился»тем, что не соблюдал правила предоставления водного объекта в пользование. Вего сточных  водах зафиксировано превышениесодержания загрязняющих веществ. Все виновные заплатили штрафы.

«С»: Тем не менее экологическаяситуация в Мордовии достаточно благополучная…  

— Да. У нас нет«территорий особого внимания» —  таких,как в Челябинске, Магнитогорске, Норильске, Омске, Красноярске, Липецке,Череповце, Асбесте и Нижнем Тагиле.

У нас только одно предприятие включено втоп-300 объектов, оказывающих существенное  негативное воздействие на окружающую среду –это «Саранскгорводоканал». Большая часть выбросов (более 65 %) принадлежитавтомобильному транспорту.

На сегодняшний день проведены масштабные работы построительству объездных дорог, ограничено движение грузового автотранспорта поселитебной территории Саранска. Экстремально высокого загрязнения поверхностныхвод не наблюдалось.

Согласно результатам нашей надзорной деятельности за 2018год и первое полугодие 2019-го, нарушений природоохранного законодательства,способных привести к необратимым экологическим последствиям, не зафиксировано…

«С»: Что пожелаете активистам,которые реальными делами вносят вклад в экологическое оздоровление региона?

— Хочувыразить признательность инициаторам и участникам многочисленных экологическихакций и субботников. А также тем, кто  сообщаетнам об экологических правонарушениях. Только совместными усилиями можносохранить природно-ресурсный потенциал республики.

Источник: https://stolica-s.su/news/society/218973

12.3. Экологические требования к объектам автомобильного и городского транспорта — Экология и природопользование

Экологические требования к транспорту

Автомобильный транспорт как в городах, так и вне городов, загрязняет главным образом атмосферу. Загрязнение идет по трем каналам: 1) отработанными газами, выбрасываемыми через выхлопную трубу; 2) картерными газами; 3) углеводородами в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов.

В составе отработанных газов автомобиля наибольший удельный вес к объему имеют окись углерода (0,5-10 %), окислы азота (до 0,8 %), несгоревшие углеводороды (0,2-3,0 %), альдегиды (до 0,2 %) и сажа.

В абсолютных величинах на 1 000 л топлива карбюраторный двигатель выбрасывает с выхлопными и картерными газами: 200 кг окиси углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг серных соединений.

Современная автомобильная промышленность мира выпускает тысячи типов автомобилей различных назначений, в том числе более 400 базовых моделей легковых автомобилей: от легковых микролитражных с двигателями объемом до 500 см3 и мощностью 15-18 кВт до автомобилей высшего класса с двигателями 180-250 кВт и более. Типаж грузовых автомобилей и автобусов еще более разнообразен.

339

Следует иметь в виду, что основная масса автомобилей, особенно легковых и автобусов, концентрируется и работает в городах. Поэтому при рассмотрении влияния транспорта на среду целесообразно объединить автомобильный и городской транспорт, тем более, что в большинстве городов основной вид транспорта — автобусы.

Исторически сложилось так, что в европейских странах строились главным образом небольшие компактные легковые автомобили с двигателями мощностью от 15-18 до 75 кВт и общей массой до 1 000-1 200 кг.

В Северной Америке, наоборот, выпускались почти исключительно большие легковые автомобили с двигателями мощностью 150-250 кВт и массой до 2 000-2 500 кг. Расход топлива у таких автомобилей значителен — на 100 км пробега 17,5 л.

В Великобритании, например, средний расход топли-ва на 100 км —8,7 л.

Отечественные легковые автомобили расходуют округленно 10 л на 100 км пути. Среднетоннажные грузовые автомобили расходуют 20-30 л на 100 км пробега. У тяжелых грузовых автомобилей и тягачей (автопоездов) расход топлива достигает 40-50 л на 100 км пробега. То же можно сказать о городских автобусах большой вместимости.

В последние десятилетия во многих странах были установлены контрольные нормы для автомобилестроителей, которые должны по определенным этапам совершенствовать конструкцию машин и повышать топливную экономичность выпускаемых автомобилей.

Для каждого типа двигателя (карбюраторного или дизельного) при прочих равных условиях количество загрязняющих веществ, выделяемых в атмосферу, пропорционально расходу топлива. Поэтому экономия топлива одновременно по существу означает сокращение выброса токсичных веществ в атмосферу.

Общий расход топлива автомобиля находится в прямой зависимости от степени его использования. Особенно ощутима такая зависимость для эксплуатируемого парка грузовых автомобилей. Сокращение порожнего пробега и более полное использование грузоподъемности каждого автомобиля существенно снижают

340

расход топлива. Так, повышение на 10 % коэффициента использования пробега позволяет экономить 6,5-7 % топлива, а такое же повышение коэффициента использования грузоподъемности — на 7-8 %. Однако наиболее существенное влияние на сокращение расхода топлива оказывает конструкция автомобилей.

Совпадение экономической и экологической проблем заставило конструкторов современных автомобилей самым внимательным образом подходить к решению любых вопросов, которые имеют хоть какое-то отношение к расходу топлива.

Например, масса автомобиля всегда была в поле зрения конструктора, но она определялась главным образом параметрами прочности, надежности, долговечности. Сегодня величина массы определяется и требованием снижения расхода топлива.

Прямое влияние массы на расход топлива сказывается особенно сильно на режимах разгона и замедления, которые в условиях городского движения составляют 30-40 % общего времени на поездку.

Важное значение с рассматриваемых позиций стали придавать и аэродинамике автомобиля.

Если ранее форма кузова легковых автомобилей определялась, прежде всего, требованиями комфорта и эстетики, то теперь она диктуется необходимостью всемерного снижения сопротивления воздуха при движении, особенно на больших скоростях, когда значительно повышается расход топлива. Требования аэродинамики особенно важны для грузовых автомобилей и автопоездов, обращающихся в междугородных сообщениях с высокими скоростями.

Первостепенное значение для уменьшения загрязнения атмосферы автомобилями имеет техническое состояние автомобильного и автобусного парков. Полностью исправный автомобиль расходует меньше топлива и уже этим способствует снижению уровня загрязнения воздуха. Но главное внимание должно быть направлено на содержание в исправности топливной аппаратуры и системы зажигания.

Не меньшую роль в деле снижения расхода топлива играют совершенство организации движения на уличной и дорожной сети и искусство вождения автомобиля, заключающееся в том, чтобы по возможности иметь меньше остановок, а следовательно,

341

холостого хода, разгонов и замедлений. В результате можно сэкономить до 20 % топлива.

В настоящее время исследовательские и практические работы по совершенствованию существующих двигателей проводятся по следующим основным направлениям: улучшение системы зажигания, изменение процессов подачи топлива в цилиндры

двигателеи,Установкадополнительных приборов, уменьшающих содержание вредных компонентов в отработанных газах

Необходимость охраны среды обитания от загрязнения отработанными газами автомобилей и требования топливной экономичности поставили перед конструкторами транспортных средств вопрос: насколько бензиновые (карбюраторные) двигатели перспективны для будущего автомобильного транспорта и какие двигатели могут прийти им на смену.

В качестве альтернативных карбюраторному стали предлагаться дизели, роторный двигатель; газовая турбина, паровая поршневая машина, паровая турбина, двигатель «внешнего» сгорания (Стирлинга), инерционный двигатель и некоторые другие

Одним из важнейших направлений борьбы за сохранение чистоты воздушного бассейна следует признать поиск более «чистого» топлива для транспортных двигателей. В этом отношении наряду с кардинальными предложениями делаются попытки создать присадки и примеси к обычному топливу, которые могли бы снизить токсичность отработанных газов автомобилей

Одно из генеральных направлений исследований и опытно-конструкторских работ по созданию «чистого» автомобиля заключается в использовании электродвигателя с автономным источником электрического тока.

Источник: https://uchebnikfree.com/page/dikanuch/ist/ist-3--idz-ax233--nf-66.html

Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса

Экологические требования к транспорту

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОГЛАСОВАНОЗаместитель Министра охраныокружающей Среды и природныхресурсов Российской ФедерацииВ.Ф. Костин18 мая 1994 г.УТВЕРЖДАЮЗаместитель Министратранспорта РоссийскойФедерацииВ.Ф. Березин20 мая 1994 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДПРИЯТИЯМ
ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА

РД 152-001-94

Дата введения 01.01.95

Исполнители:

— от НИИАТ: Рошаль Л.Я., Донченко В.В., Манусаджянц Ж.Г., Самойлова Л.Г.

— от Минтранса России: Плечов А.Л., Хатунцев В.П.

— от Минприроды России: Резчиков В.В., Пожидаев А.Е.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий документ является отраслевым нормативным документом Минтранса России и определяет основные требования по организации и осуществлению прироохранительной деятельности на предприятиях транспортно-дорожного комплекса (ТДК) — автомобильного, водного и воздушного транспорта, дорожного хозяйства, а также предприятиях, обслуживающих эти виды транспорта.

Требования данного документа распространяются на вновь организуемые, реконструируемые и на действующие предприятия, находящиеся в государственной, муниципальной, кооперативной, частной и других видах собственности (включая предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций и иностранных государств), осуществляющие коммерческую или иную деятельность в области перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта техники, а также дорожного хозяйства на территории Российской Федерации (далее — предприятия). Исключение составляют предприятия, не имеющие собственной производственно-технической базы и заключившие договоры на выполнение работ, при которых выделяются загрязняющие окружающую среду вещества, с другими предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на проведение таких работ.

Настоящими требованиями должны руководствоваться отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) Минтранса Российской Федерации при выдаче лицензии предприятиям ТДК на право осуществления коммерческой деятельности.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1.

Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов ТДК должны осуществляться по утвержденным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО) проектов строительства, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы. ТЭО и проекты строительства представляются на экспертизу совместно с проектами нормативов ПДВ и ПДС (предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

2.1.2.

Предприятие, имеющее производственно-техническую базу, должно иметь экологический паспорт, а также лицензию на комплексное природопользование с установленными разрешениями на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимыми и временно согласованными), предельным использованием (изъятием) природных ресурсов, размещением отходов. Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды Российской Федерации в порядке, согласованном с другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, а также с органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России) в соответствии с их компетенцией.

2.1.3.

При выдаче лицензии органами Российской транспортной инспекции на право коммерческой деятельности в ТДК или при продлении срока ее действия, а также продлении срока действия лицензии на комплексное природопользование, выдаваемой органами Минприроды России, предприятие обязано предъявить аудиторское заключение, выданное экологическими аудиторскими организациями в соответствии с Временным положением об экологическом аудировании в транспортно-дорожном комплексе Российской Федерации.

2.1.4. Государственный экологический контроль за соблюдением прироохранных требований на предприятиях ТДК осуществляют территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы.

2.1.5. Государственный контроль за соблюдением лицензионных требований к предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, сформулированных в настоящем документе, осуществляют органы РТИ Минтранса России.

2.1.6. При проведении контроля за организацией и проведением природоохранной деятельности на предприятиях ТДК территориальные органы Минприроды России или уполномоченные ими другие органы могут использовать аудиторские заключения, указанные в п. 2.1.3.

2.1.7. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований предприятиям ТДК, в части обеспечения охраны окружающей среды, органы РТИ Минтранса России используют соответствующие аудиторские заключения.

2.1.8. Предприятие должно планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.

2.1.9.

В результате функционирования предприятия, концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, не должны превышать установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов на границе санитарно-защитной зоны данного предприятия (перечень ПДК основных загрязняющих веществ для предприятий ТДК дан в приложении 1).

2.1.10. Уровни шума, создаваемого предприятиями ТДК, должны соответствовать требованиям, регламентируемым “Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий” (СН 245-71) и “Санитарными правилами организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию”.

Источник: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/norma/250960/

Глава 4. Проблемы производства топлива. Экологические требования

Экологические требования к транспорту

Промышленныепредприятия топливно-энергетическогокомплекса, в том числе химической,нефтеперерабатывающей и нефтехимическойпромышленности, а также автомобильныйтранспорт в настоящее время являютсяодними из наиболее крупных источниковзагрязнения природы: атмосферы, почвы,водоёмов. Загрязнения атмосферы.

По своим источникамантропогенные атмосферные загрязненияразделяются на группы:

1) загрязнения,связанные прежде всего с выхлопнымигазами автомобилей. Выхлопные газысодержат оксиды углерода, серы, азота,сажу, сильно токсичные продукты,содержащие хлор, бром, свинец, а такжеканцерогенные полициклическиеуглеводороды — наиболее активный из нихбензапирен.

Бензапирен — химическоесоединение, представитель семействаполициклических углеводородов веществопервого класса опасности. Образуетсяпри сгорании углеводородного жидкого,твёрдого и газообразного топлива..

Оксиды углерода, серы, азота в своюочередь в результате взаимодействия свлагой воздуха образуют вторичныезагрязнения, так называемые «кислотныедожди». Сажевые частицы канцерогенныпо той причине, что являются хорошимиадсорбентами для бензапирена.

Вредноевоздействие выхлопных газов усиливаетсяв связи с тем, что поступая в приземныеслои атмосферы и оседая на почве иконцентрируясь на растениях, они затемпопадают в организм животных, человекаи становятся возбудителями канцерогенныхзаболеваний.

Количество выделяемых ватмосферу транспортных загрязнителейзависит от численности и структурыавтомобильного парка, техническогосостояния автомобиля и двигателя, типадвигателя и вида применяемого топлива,а также условий его эксплуатации.

Мировой автомобильныйпарк в настоящее время составил около700 млн. единиц. Если учесть, что одингрузовой автомобиль в среднем выбрасываетв год около 3 т вредных веществ, тонетрудно подсчитать, что ежегодновыбросы транспортных загрязнений ватмосферу составляет более 2,5 млрд.

т ичто роль автомобильного транспорта какглавного источника загрязнения природынепрерывно возрастает.

В настоящеевремя доля автомобильного транспортав загрязнении окружающей среды в рядегородов составляет 30 – 40 %, в крупных –до 60 %, а в крупнейших городах мира пооксиду углерода превышает 90 %.

2) газовые выбросыпромышленных предприятий. Больше всегозагрязняют окружающую средуметаллургическая, топливно-энергетическая,нефтехимическая и химическаяпромышленности. Эти загрязнения весьмаразнообразны, и их состав зависит откачества сырья и технологии переработки.

Загрязнения ватмосфере (как и в гидро- и литосфере)распределяются неравномерно и имеютлокальный характер. Так, загрязнения ввоздушной среде распределены: надпромышленными комплексами – 80 %; надгородами – 12,9 %; над сельской местностью– 1%.

Исключительносильное отрицательное влияние на природуоказывают также жидкие или растворимыев воде загрязнители, попадающие в видепромышленных, коммунальных и дождевыхстоков в реки, моря и океаны. Объёмсточных вод, сбрасываемых в водоёмымира, ежегодно составляет ≈ 1500 км3.

К наиболее крупнымзагрязнителям водоёмов относятсяхимическая, нефтехимическая,нефтеперерабатывающая, нефтяная,целлюлозно-бумажная, металлургическаяи некоторые другие отрасли промышленности,а также сельское хозяйство.

Со сточнымиводами НПЗ в водоёмы попадают солёнаявода ЭЛОУ, ловушечная нефть, нефтепродукты,химические реагенты, кислые гудроны,отработанные щелочные растворы и т.д.

С талыми и дождевыми стоками в водоёмысбрасывается в огромных количествахпрактически вся гамма производимых вмире неорганических и органическихвеществ: нефть, нефтепродукты, минеральныеудобрения, ядохимикаты, тяжёлые металлы,радиоактивные, биологически активныеи другие загрязнители.

Нефтяные плёнкисущественно ухудшают газообмен ииспарение на границе атмосфера –гидросфера, в результате гибнут планктон,водяная флора, морские животные и т.д.(1 тонна нефти образует на поверхностиводы плёнку диаметром около 12 км).

При организацииборьбы против загрязнения окружающейсреды традиционно применяют строительствоочистных сооружений. Однако этоцелесообразно лишь для приспособлениясуществующих производств к новымтребованиям экологии, поскольку приводитк значительному увеличению капитальныхи эксплуатационных затрат и мало снижаетреальные отходы.

Главным направлениемрешения проблемы экологическойбезопасности следует считать созданиеэкологически чистых безотходных,малоотходных технологических производств,в которых наиболее рационально икомплексно используются все компонентысырья и энергии и не нарушаются нормальноефункционирование окружающей среды иприродное равновесие.

Можно выделитьосновные направления в осуществленииэкологически чистых технологическихпроцессов:

1) комплексноеиспользование и глубокая переработкасырья. Производство должно быть какможно менее ресурсоёмкими (ресурсосберегающиетехнологии), осуществляться с минимумзатрат сырья и ресурсов на единицупродукции. Образующиеся полуфабрикатыдолжны полностью перерабатываться вкачестве сырья на других производствах;

2) оптимальноеиспользование энергии и топлива.Производство должно осуществлятьсяпри минимальных затратах энергии итоплива на единицу продукции(энергосберегающие технологии) и,следовательно, тепловые загрязненияокружающей среды также минимальны.

Энергосбережению способствуют: укрупнениеи энерготехнологическое комбинированиепроцессов; переход на непрерывныетехнологии; совершенствование процессовразделения; применение активных иселективных катализаторов, позволяющихпроводить процессы при пониженныхтемпературах и давлениях; рациональнаяорганизация и оптимизация тепловыхсхем и схем рекуперации энергетическогопотенциала отходящих потоков; снижениегидравлического сопротивления в системахи потерь тепла в окружающую среду и т.д.

Нефтеперерабатывающиеи нефтехимические предприятия являютсякрупными потребителями топлива иэнергии. В их энергетическом балансена долю прямого топлива приходится 43 –45 %, тепловой энергии 40 – 42 % и электрической13 – 15 %. Полезное использованиеэнергетических ресурсов не превышает40 – 42 %, что приводит к перерасходутоплива и образованию тепловых выбросовв окружающую среду;

3) созданиепринципиально новых малоотходныхтехнологических процессов. Это можнодобиться совершенствованием катализаторов,техники и технологии производства.Экономичнее получать небольшое количествосильно концентрированных отходов,которые можно перерабатывать илиликвидировать по специальной технологии,чем большой объём сильно разбавленныхотходов, сбрасываемых в биосферу;

4) создание ивнедрение замкнутых систем водопользования,включающих (или сводящих к минимуму)потребление свежей воды и сброс сточныхвод в водоёмы;

5) обеспечениевысокой эксплуатационной надёжности,герметичности и долговечностифункционирования оборудования и всехсистем производства. Сведение к минимумуили исключение вероятности аварий,взрывов, пожаров и выбросов отравляющихвеществ в окружающую среду. Разработкаавтоматизированных систем обеспеченияэкологической безопасности производстви комплексов;

6) обеспечениевысокого качества целевых продуктов.Экологически чистыми должны быть нетолько сами технологические продукты,но и выпускаемые в них товарные продукты.Так, моторные топлива должны удовлетворятьвозросшим экологическим требованиямпо содержанию сернистых соединений,ароматических углеводородов, вредныхприсадок;

7) использованиеновых экологически чистых продуктовиз альтернативных источников сырья,например, нефтяных и природных газов,кислородосодержащих соединений (спиртови эфиров) и водорода в автомобильномтранспорте. Перевод части автомобильноготранспорта на альтернативные топливарассматривается как радикальная мераснижения вредных выбросов автомобиля.

Заключение

За несколькопрошедших лет парк автомобилей,применяющих дизельное топливо, значительноувеличился. Модернизация двигателейповысила требование к качеству дизельноготоплива. Современные дизеля стали болеемощными и гораздо экономичнее прежних,токсичность выхлопных газов значительноуменьшилась. В связи с этим дизельноетопливо стало широко применятся налегковом транспорте и микроавтобусах.

В ходе курсовойработы я рассмотрела основныеэксплуатационные показатели дизельноготоплива, его свойства и характеристики.

Выяснилатехнико-экономические требования кдизельным топливам. Проанализировавполученную информацию, сделала вывод,что к дизельному топливу предъявляютсяспецифические требования, вытекающиеиз особенностей рабочего процессадизельного двигателя.

Дизельное топливодолжно:

обеспечиватьхорошее распыливание и смесеобразованиев цилиндрах двигателя;

легко воспламенятьсяи плавко сгорать, обеспечивая мягкую ибездымную работу двигателя;

образовыватьминимальное количество нагара, отложенийи не вызывать коррозии и коррозионныхизносов деталей, соприкасающихся сдизельным топливом и продуктами егосгорания.

Подробно рассмотреласуществующие методы анализа контролясостава и качества топлива. Методы,предназначенные для оценки эксплуатационныхсвойств жидких топлив в ускоренныхусловиях, получили название квалификационные.С помощью этих методов за короткое времяможно оценить какое-либо эксплуатационноесвойство.

Степень достоверности оценкиэтого свойства зависит от совершенстваквалификационного метода и достаточнойкорреляции получаемых результатов сданными эксплуатационных испытаний.

Набор ускоренных квалификационныхметодов совместно с методами определенияфизико-химических свойств дает объективнуюи всестороннюю оценку каждогоэксплуатационного свойства и оценкукачества нефтепродукта в целом.

Определиласуществующие проблемы при производстветоплива. Выяснила, какие требованияпредъявляют экологические службы кпроизводству, хранению, транспортировкеи использованию жидкого автомобильноготоплива.

Литература

1.Топлива, смазочные материалы, техническиежидкости. Ассортимент и применение: Т581 Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштоваи др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е. и доп. — М.: Издательский центр «Техинформ»,1999.- 596 с.

2.Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина.Современные дизельные топлива и присадкик ним. — М.: Издательство «Техника». ООО«ТУМА ГРУПП», 2002. — 64 с.

3.Гуреев А.А., Азеев В.С., Камфер Г.М. Топливодля дизелей. Свойства и применение.-М.:Химия, 1993.

4.ГОСТ 305-82. Топливо дизельное. Техническиеусловия.

5.Технический регламент «О требованияхк автомобильному и авиационному бензину,дизельному и судовому топливу, топливудля реактивных двигателей и топочномумазуту».

Источник: https://studfiles.net/preview/8166112/page:6/

Адвокат Еремин
Добавить комментарий