Льготы при обучении инвалидов

Доступная среда

Льготы при обучении инвалидов

УрГАХУ предоставляет возможность инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья получить высшее образование по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.

На первом этаже главного учебного корпуса аудитории (лекционная, компьютерные классы, мастерские) оборудованы таким образом, что первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для обучающихся с нарушениями зрения и слуха. Для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма с учётом подъезда и разворота кресла-коляски. Имеется аудитория, оборудованная индукционной системой для слабослышащих.

Оборудовано санитарно-гигиеническое помещение для студентов с различными нозологиями.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов обеспечен доступ в главный учебный корпус: студенческий клуб, библиотеку и столовую (наличие переносных пандусов, достаточная ширина дверных проёмов и коридоров). Есть два выделенных мест на автостоянке.

Условия питания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: • Столовая по адресу Карла Либкнехта, 23 график работы: с 09:00 до 17:00, суббота с 9:00 до 16:00

• Буфет по адресу Карла Либкнехта, 23, график работы: с 9:00 до 18:00

Средний чек составляет 70 рублей. Сменяемость блюд меню еженедельная. Студентам предоставляются горячие обеды со свободным выбором блюд. В меню присутствуют диетические блюда.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:

Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул имеет решающее значение при составлении графика учебного процесса.

Ведется пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда. Созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.

Проводятся мероприятия по профилактике и запрещению курения, употреблению алкогольных, слабоалкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и других одурманивающих веществ.

Обеспечивается безопасность обучающихся во время пребывания в университете. Проводится профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в университете.

Проводятся санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Для обучающихся и работников университета проводится ежегодное флюорографическое обследование, вакцинация в соответствии с календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. N 51н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

Разработан и утвержден план мероприятий по дальнейшему улучшению организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в УрГАХУ.

В план включены мероприятия по кадровому обеспечению, мероприятия по работе с абитуриентами-инвалидами, мероприятия по обеспечению доступности зданий и безопасного в них нахождения, мероприятия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса, а также по адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса и комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению.

Приказ об утверждении плана мероприятий по организации учебного процесса для лиц с ОВЗ и инвалидностью

План мероприятий по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Приказ о назначении ответственного за работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сотрудники вуза, подготовленные к работе с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: 1. Административно-управленческий персонал (3 чел.). 2. Учебно-вспомогательный персонал (7 чел.), в том числе специалист по инклюзивному обучению и педагог-психолог.

3. Профессорско-педагогический состав (11 чел.).

В университете ведется работа по созданию и внедрению модели инклюзивного образования, в основе которой лежит: — довузовская подготовка

— льготы при поступлении (Правила приема)

— материальная поддержка в период обучения (Положение о порядке назначения стипендии) — адаптация образовательных программ — интегрированное обучение в общих группах

— помощь в трудоустройстве

В университете создана толерантная модель общения, основанная на уважении к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, гуманизме и взаимоуважении.

В Университете созданы следующие материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, санитарно-гигиеническую комнату, столовую, студенческий клуб и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях, в том числе наличие: 1. переносных пандусов; 2. расширенных дверных проёмов;

3. лифтов.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований при необходимости в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья, частности предоставляется.

Для слабовидящих поступающих:
1. увеличивающее устройство: лупа — лампа с подсветкой (Veber 8611 3D, 3x, 86 мм).

Для слабослышащих поступающих: 1. индукционная система «Круст» ИП-1 (Модификация) ТУ-4267-021-59261486-2013: переносной комплект индукционной петли, малого радиуса действия 1,2 кв.м., обеспечивающий прослушивание аудиоинформации через слуховой аппарат в режиме индукционной катушки «Т»;

2. услуги сурдоперевода (договор № 152Д/16 от 29.04.2016 г.).

О реализуемых адаптированных образовательных программах

Источник: https://www.usaaa.ru/sveden/poluchenie-obrazovaniya-invalidami-i-licami-s-ovz

Права детей-инвалидов в России на общее, среднее, средне-профессиональное и высшее образование

Льготы при обучении инвалидов

Дети с инвалидностью должны иметь право получать образование также, как и здоровые. Для этого государство разработало ряд льгот, позволяющих учитывать особенности обучения данной категории граждан. В зависимости от состояния здоровья они могут зачисляться в общеобразовательные, специализированные заведения и учится дома.

Какие существуют льготы

Получить среднее, средне-специальное и высшее образование имеют право перечисленные категории федеральных льготников:

  • инвалиды, являющиеся детьми;
  • инвалиды первой-второй группы;
  • инвалиды, родившиеся с отклонениями;
  • инвалиды, заработавшие проблемы со здоровьем во время военной службы.

Указанные абитуриенты могут претендовать на получение государственных льгот:

  1. Зачисление в колледжи, вузы без конкурса при хороших оценках за экзамены.
  2. Пользование дополнительным промежутком времени на подготовку к ответу на экзамене.
  3. Получение социальной стипендии.
  4. Дополнительное получение академической стипендии, начисляемой всем студентам, хорошо сдавшим сессию.
  5. Во многих университетах с инвалидов не взимается плата за проживание в общежитии.
  6. Право на единовременную матпомощь (выделяется руководством учебного заведения либо профсоюзом).
  7. обучающихся за счёт средств госбюджета.
  8. Бесплатное пользование учебниками и прочей требуемой литературой детьми до восемнадцати лет.
  9. Предоставление услуг сурдопереводчика.

Дошкольники с инвалидностью, достигшие возраста зачисления в школу получают от государства следующую помощь:

  • обучение в специализированных школах;
  • зачисление в специальные классы;
  • обучение на дому учителями из штата средней школы;
  • получение денежных средств родителями, обучающими своих детей без помощи школьных педагогов;
  • освобождение от сдачи выпускных экзаменов при наличии определённых заболеваний на срок, указанный врачом.

Условия получения льгот на образование для детей-инвалидов в России

Главным фактором получения права на образование для детей-инвалидов в России является подтверждение из учреждения медицинской и социальной экспертизы о том, что учиться не противопоказано.

Вторым важным моментом является успешная сдача экзаменов.

К указанным выше лицам с инвалидностью в вопросах поступления добавляются дети, которым ещё не исполнилось двадцать лет, воспитываемые одним родителем, имеющим первую группу инвалидности. Вторым условием по данному пункту является доход на члена семьи ниже размера прожиточного минимума.

Получение всех видов образования от общего до профессионального и высшего должно производиться только на основании разработанной для каждого инвалида личной программы реабилитации.

Внеконкурсное зачисление в образовательные учреждения

Дети-инвалиды первой-второй группы, дети, родившиеся с инвалидностью и дети, воспитываемые в семье с низким доходом одним родителем с инвалидностью первой группы, могут поступить вне конкурса в высшие учебные заведения либо средне-специальные при успешной сдаче всех экзаменов, требующихся для зачисления на выбранную специальность. В учреждениях образования должно быть выделено минимум десять процентов бюджетных мест от общего количества.

Кроме указанной группы льготников существует ряд иных категорий, имеющих право претендовать на внеконкурсное зачисление, поэтому на моменте создания списков абитуриентов инвалидам очень важно представить все необходимые документы, подтверждающие льготы.

Размер стипендии для студентов с инвалидностью

Студентам, имеющим инвалидность, в учреждении образования выплачивается государственная социальная стипендия. Для того чтобы её получить, необходимо ежегодно представлять подтверждающий документ (справку, информирующую о проблемах со здоровьем).

Образовательное учреждение вольно самостоятельно определять величину стипендии, но согласно закону об образовании инвалидов и детей-инвалидов она должна достигать размера стипендии, увеличенной в полтора раза, характерной для каждого конкретного заведения.

Обучение на дому

Если детей с инвалидностью по состоянию здоровья невозможно обучать в садах общего, специального назначения и школах, то указанные учреждения образования обеспечивают обучение по полной либо сокращённой программе (выбирается для каждого конкретного случая). Но на это должно быть получено согласие родителей. Все затраты за данное обучение ложатся на плечи государства.

О продлении программы «доступная среда», направленной на обеспечение учебных заведений необходимым инструментарием для обучения детей-инвалидов:

Источник: http://lifenofear.com/socialnoe-strahovanie/lgoty-i-vyplaty/invalidam/na-obrazovanie-v-rossii.html

Права при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования

Льготы при обучении инвалидов

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Это означает, что инвалида должны зачислить, если он сдаст вступительные экзамены на положительную отметку.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1 с изменениями на 29 декабря 2004, пункт 3 статьи 16.

Инвалидам на вступительных экзаменах в вуз предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более полутора часов.

Письмо Министерства образования РФ от 25 марта 1999 г. N 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»

Какие документы необходимо представить?

  • Личное заявление о приеме,
  • Документ удостоверяющий личность, гражданство (паспорт, Свидетельство о рождении),
  • Оригинал или заверенную копию документа об образовании. Это может быть документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, а также диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования,
  • Если необходимо оригинал или заверенную копию свидетельства о результатах ЕГЭ,
  • Заключение органов МСЭ об установлении инвалидности,
  • Индивидуальную программу реабилитации.
  • Фотографии.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (утв. приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г. N 50)

Что делать, если вы не согласны с оценкой?

Если вы не согласны с поставленной вам оценкой, вы имеете право подать письменное апелляционное заявление об ошибочности оценки. Поступающий имеет право ознакомиться со своей работой. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания.

Апелляции рассматривает специальная апелляционная комиссия. Абитуриент имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции, с несовершеннолетним абитуриентом могут пойти его родители. После рассмотрения апелляции комиссия выносит решение, котором она может изменить оценку, как повысив, так и понизив ее, или оставить оценку без изменений.

Если оценка изменена, вносятся изменения в работу абитуриента и в экзаменационный лист.

Какая стипендия выплачивается студентам с инвалидностью?

Наиболее распространенные виды стипендий выплачиваются студентам, обучающимся за счет государственного бюджета по очной форме. Студентам с инвалидностью выплачивается академическая и социальная стипендия.

Академическая стипендия назначается в зависимости от успехов в учебе, как правило, студентам, учащимся на «отлично» и «хорошо».

Размер академической стипендии устанавливается вузом, но не может быть меньше размера стипендии, установленного Законом (сейчас — это 400 рублей).

Дополнительно к академической, студентам с инвалидностью назначается социальная стипендия. Ее размер определяется вузом, но не может быть меньше полуторного размера стипендии установленного законом.

Для получения социальной стипендии студент с инвалидностью должен предоставить справку из органа социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи. Эта справка представляется ежегодно.

Выплата социальной стипендии приостанавливается при наличии задолженности по экзаменационной сессии, после ее ликвидации выплаты возобновляются с момента приостановления.

Студенту с инвалидностью может быть оказана единовременная материальная помощь. Решение о ее предоставлении принимает руководитель учебного заведения по личному заявлению студента.

Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487)

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных вузах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 22 августа 2004, пункт 3 статьи16

Могут ли для инвалидов, учащихся в вузе, создаваться специальные условия, облегчающие их обучение?

В соответствии с Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г.

№ 1-1316-17/16/18 принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивидуальным планам, утвержденным ректором, а также по предложенной ВУЗом форме обучения, включая экстернат.

На каждый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случаях и возможность посещения преподавателями студентов-инвалидов на дому.

Если для инвалида необходимо создание иных специальных условий, то это можно сделать с помощью индивидуальной программ реабилитации (ИПР).

ИПР с рекомендациями о создании таких условий обязательна для исполнения теми организациями, которые должны создавать эти условия.

Если специальные условия не будут созданы бесплатно, то инвалид может заплатить за создание таких условий, а затем получить от государства возмещение расходов на создание этих условий.

Может ли студент-инвалид проживать в общежитии бесплатно?

В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер платы за проживание в принадлежащих им общежитиях.

Учебным заведениям рекомендовано освобождать инвалидов I и II группы, которые бесплатно учатся в этих учебных заведениях, от оплаты за проживание в общежитиях (Письмо Госкомвуза РФ от 18 августа 1994 г.

N 19-36-93ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги»). Однако рекомендация об освобождении от такой платы инвалидов ни к чему учебные заведения не обязывает, т.е. они могут не следовать этой рекомендации.

Источник: https://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/831-vw-831

Льготы при обучении инвалидов

Льготы при обучении инвалидов

Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует создание всех условий для получения инвалидами образования и профессиональной подготовки.

Категория инвалидов, имеющая право на льготы.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, инвалиды войны, инвалиды с детства имеют право на внеконкурсное зачисление на обучение в высших учебных заведениях, при условии отсутствия противопоказаний на данное обучение медико-социальной экспертизы (далее МСЭ) и успешной сдачи вступительных экзаменов. Т.е., если отсутствуют противопоказания со стороны МСЭ и инвалид сдал вступительный экзамен на положительную оценку, то его обязательно должны зачислить.

Во время сдачи вступительного экзамена инвалидам выделяется дополнительное время на подготовку устного и письменного ответа, которое не должно превышать полутора часов. Также данная категория лиц имеет право на бесплатное обучение в ВУЗах, если обучение на данном подготовительном отделении осуществляется впервые.

Документы, необходимые для поступления в ВУЗ с использованием льгот.

Набор документов, необходимый для поступления в ВУЗ с использованием льгот:

  • Заявление от инвалида о приёме;
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Документ, удостоверяющий гражданство;
  • Документ об образовании (оригинал либо заверенную копию);
  • По необходимости свидетельство о результатах ЕГЭ (оригинал или заверенную копию);
  • Справка МСЭ об инвалидности;
  • ИПР;
  • Фотографии.

Стипендия, выплачиваемая студентам с инвалидностью.

Студентам, имеющим инвалидность выплачивается две стипендии: академическая и социальная. Академическая стипендия назначается за успеваемость студента, а социальная по инвалидности. Размер социальной стипендии назначает ВУЗ, но не ниже полуторного размера, установленного законом.

С 1 сентября 2013 года планируется повышение стипендий студентов на 5,5%. В результате этого размер стипендий составит:

  • студенты средних специальных учебных заведений – 487 руб.;
  • студенты высших учебных заведений – 1340 руб.;
  • аспиранты и адъюнкты – 2 637 руб.;
  • ассистенты-стажёры – 2 637 руб.;
  • учащиеся ординатуры – 6 717 руб.

Социальная стипендия студентов, обучающихся по программе среднего профессионального образования, составит 730 руб., а для студентов высших учебных заведений – 2010 руб. (данные цифры являются нормативными, и окончательный размер стипендий будет устанавливаться учебными заведениями).

Чтобы студент мог получать социальную стипендию, ему необходимо представить справку из фонда социального страхования по месту жительства на получение социальной помощи. Данная справка выдаётся каждый год. В случае имеющихся у студента задолженностей, выплата социальной стипендии приостанавливается до их погашения.

Также студент с инвалидностью имеет право на получение единовременной материальной помощи. Для её получения нужно подать заявление на руководителя учебного заведения.

Имеет ли право студент-инвалид на бесплатное проживание в общежитии.

В настоящее время учебные заведения вправе сами устанавливать плату за проживание в общежитии. Инвалидов I и II группы, обучающихся за счёт полного государственного обеспечения, рекомендовано освобождать от оплаты за проживание в общежитии. Но это только рекомендации, и руководство учебного заведения само решает пользоваться данной рекомендацией или оставить её без внимания.

В каких случаях положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида?

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду.

Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде).

И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому.

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому.

Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение.

Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19.

Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.

Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями.

Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей.

Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается:

Смотрите так же:  Типовой иск

— паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении.

К заявлению прилагаются следующие документы: — копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка; — копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы < по Республике Марий Эл» по осуществлению необходимых образовательных услуг; — копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги; — копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;

— лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.

1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др.

Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления.

Например, это могут быть следующие документы:
— заявление о предоставлении льготы; — справка о составе семьи; — справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца; — копия свидетельства о рождении ребенка; — копии соответствующих удостоверений.

В соответствии ст.18.

Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы для инвалидов при поступлении в колледж в 2019 году

Очень часто в жизни люди сталкиваются с проблемами со здоровьем, которые приводят к инвалидности по тому или иному заболеванию.

В эти трудные минуты положиться можно только на близких людей, но все же не стоит забывать, что и государство может помочь. Помощь в виде скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг могут получить семьи, в которых проживает инвалид.

В статье расскажем про льготы для инвалидов при поступлении в колледж / техникум в 2019 году, рассмотрим порядок их оформления.

Виды льгот для инвалидов

Для того, чтобы оформить инвалидность, необходимо обратиться сначала к врачу по месту регистрации, он в любом случае должен дать направление на прохождение узких специалистов, сдачу анализов. После этого получив все результаты вы возвращаетесь к нему за направлением на медико-социальную экспертизу. Затем записываетесь на прием в Бюро МСЭ.

При себе необходимо иметь:

  • направление из поликлиники от лечащего врача либо со стационара больницы
  • выписку из истории болезни либо другие документы, подтверждающие факт болезни
  • заявление родителей, в случае оформления инвалидности ребенку
  • свидетельство о рождении

Источник: https://izhstatus.ru/lgoty-pri-obuchenii-invalidov-1291

Образование для инвалидов в 2018 году: как проходит дистанционное обучение и переобучение, льготы при поступлении в ВУЗ

Льготы при обучении инвалидов

Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.

Законодательная база

Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.

В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.

При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.

Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.

В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.

ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.

В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:

  • Специальные методы обучения и воспитания;
  • Особые учебники;
  • Дополнительные средства для доступа в здание организации;
  • Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
  • В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.

В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.

Варианты обучения

Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.

ВариантУсловия здоровьяСуть образовательной программы
Обучение по обычной общеобразовательной программеНе выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки.Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время.
Более продолжительная программа обученияНарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух.Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия.
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развитияЛёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья.Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников.
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развитияВсе лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени.Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу.

Дистанционное обучение

Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.

Аттестация также проходит через интернет. Что касается защиты курсовых и дипломных работ, иногда может требоваться личная явка в учреждение. Дистанционное обучение для инвалидов может быть совмещено с другими формами.

Обучение на дому лиц с ОВЗ

Если человек не имеет возможности регулярно посещать учебное заведение, он имеет право получать образование на дому. Для реализации нужно взять заключение от экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения. О том, чтобы обучать человека на дому, могут ходатайствовать как сотрудники учебного заведения, так и родители, либо сам обучающийся.

Учебное заведение утверждает особое расписание для обучающихся на дому. Специально для них выделяются специалисты из числа сотрудников школы. Преподаватели посещают таких детей в соответствии с расписанием.

Выбравшие домашнее обучение лица проходят аттестацию и получают оценки. Если обучение проходит по общеобразовательному варианту, данные аттестации заносятся в общий журнал. Ребёнок с умственной отсталостью получает оценки в отдельный журнал.

Если возникает ситуация, когда требуются дополнительные расходы на обучение, заведение может потребовать от родителей их компенсации. Обучающиеся на дому имеют право на получение бесплатных учебников. Им по запросу предоставляется любая литература из библиотеки заведения.

Что такое адаптированная программа обучения

Каждый человек с особенностями здоровья, мешающими обучаться по общей программе, должен делать это по адаптивной программе. Она предполагает формы изложения учебного материала, приспособленные под возможности инвалида. Также может варьироваться количество часов, необходимых для обучения.

Изменения вносятся и в методы аттестации после прохождения учебного плана.

Адаптированная программа предполагает наличие коррекционных занятий. Если обычные занятия направлены на накопление академических знаний, то целью коррекционных занятий является выработка жизненных компетенций. Это умения, которые помогут человеку в будущем приспособиться к самостоятельной жизни.

Прием инвалидов в вузы

Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.

До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.

Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.

В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.

Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.

Обучение пожилых инвалидов

В законодательстве нет дискриминации людей с ограниченными возможностями по возрасту. Льготы и гарантии положены как детям, так и взрослым.

Следующие категории взрослых лиц имеют право на обучение в вузах по особой квоте:

  • Инвалиды 1 и 2 групп;
  • Инвалиды с детства;
  • Получившие инвалидность во время несения военной службы.

Для тех, кто не желает получать высшее образование, предусмотрены бесплатные курсы от региональных центров социального обслуживания.

На этих курсах пожилые люди с инвалидностью могут получить информацию по улучшению качества своей жизни. Например о том, как получить положенные по закону льготы.

Центрами социального обслуживания в регионах проводятся курсы для инвалидов пожилого возраста по владению компьютером. По окончании обучения им выдаются сертификаты.

Пожилые инвалиды могут пройти курс переобучения в центре занятости населения.

Образовательные льготы инвалидам

Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:

  • Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
  • Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
  • В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
  • Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
  • Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
  • Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.

Как оформить налоговый вычет

Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.

Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
  • Договор с образовательным учреждением;
  • Чеки об оплате обучения;
  • Реквизиты для перечисления вычета.

Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:

  • Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
  • Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
  • Документы, подтверждающие опекунство;
  • Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.

Максимальные суммы вычета:

  • За себя – 15600 рублей;
  • За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.

Центры обучения для инвалидов

В России есть несколько специализированных учебных заведений для людей с ОВЗ:

  • Государственный специализированный центр искусств;
  • Новосибирский институт социальной реабилитации;
  • Челябинский государственный университет;
  • Московский государственный педагогический университет;
  • Московский областной государственный институт физкультуры.

Наилучшие условия для обучения и переобучения людей с инвалидностью присутствуют в центрах и вузах, расположенных в крупных городах. Новосибирский институт социальной реабилитации оборудован не только необходимыми для свободного перемещения инвалидов устройствами, но и имеет в своём штате множество специалистов по сурдопереводу.

Государственный специализированный центр искусств в Москве позволяет студентам с инвалидностью обрести творческую профессию. Классы хорошо оборудованы, регулярно проводятся театральные постановки с участием студентов. Существует специальная театральная площадка для неслышащих актёров.

Таким образом, существует много учебных заведений, куда могут пойти учиться инвалиды. Существуют учебные заведения, полностью направленные на обучение и переобучение лиц с ОВЗ. Также действуют школы, вузы и профессиональные училища, где обучаются вместе люди с инвалидностью и без неё.

Источник: https://invalid.expert/obuchenie-invalidov/

Адвокат Еремин
Добавить комментарий