Налог на прибыль иностранной организации

Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом

Налог на прибыль иностранной организации

1.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.

Налог с видов доходов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 284 настоящего Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в подпункте 2, абзаце третьем подпункта 3 и подпунктах 4, 7 (в части доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям), 9, 9.1 и 10 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется по ставкам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 настоящего Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в подпунктах 7 (в части доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках) и 8 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 настоящего Кодекса.

Налог с видов доходов, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 309 настоящего Кодекса, исчисляется с учетом положений пунктов 2 и 4 указанной статьи по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

В случае, если расходы, указанные в пункте 4 статьи 309 настоящего Кодекса, не признаются расходом для целей налогообложения, с таких доходов налог исчисляется по ставкам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 настоящего Кодекса.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 4 статьи 287 настоящего Кодекса.

В случае, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

Налог с доходов в денежной форме, подлежащих выплате (перечислению) по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, лицу, имеющему в соответствии с действующим законодательством право на получение таких доходов и являющемуся иностранной организацией, исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим выплату (перечисление) указанных доходов налогоплательщику.

Налог исчисляется и удерживается депозитарием, в котором открыты счет депо иностранного номинального держателя, счет депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счет депо депозитарных программ, в соответствии с положениями статьи 310.1 настоящего Кодекса при получении доходов в денежной форме по следующим ценным бумагам, которые учитываются на указанных счетах (за исключением доходов, указанных в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи):

по государственным ценным бумагам Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации с обязательным централизованным хранением;

по муниципальным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением;

по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, выпущенным российскими организациями, государственная регистрация выпуска которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года;

по иным эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями (за исключением эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены до 1 января 2012 года).

2. Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением:

1) случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;

2) случаев, когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, статьей 284 настоящего Кодекса предусмотрена налоговая ставка 0 процентов;

3) случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;

4) случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 настоящего Кодекса.

При этом в случае выплаты доходов российскими банками и банком развития — государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников;

Источник: https://www.buhgalteria.ru/nalogoviy-kodeks/glava25/stat310/

Налогообложение организаций финансового сектора

Налог на прибыль иностранной организации

Если российское предприятие заключает контракт с иностранным контрагентом и речь идет о купле-продаже товаров, то вопрос об уплате налогов решается на границе при таможенном оформлении.

Если контракт заключен с целью получения займа с последующей уплатой процентов или выполнения работ или услуг, если речь идет о выплате дивидендов, штрафных санкций и пр.

, сложным будет являться не только вопрос порядка исчисления налога на добавленную стоимость, но и налога на прибыль (доходы).

Если по контракту исполнителем и получателем дохода является иностранное предприятие, то в большинстве случаев оно будет являться плательщиком налога на прибыль по законодательству России.

Если данное иностранное предприятие (нерезидент) состоит на налоговом учете в РФ, свои налоговые обязательства в России оно выполняет самостоятельно.

Если же нерезидент не зарегистрирован в российских налоговых органах, то налоги с выплачиваемых ему доходов в большинстве случаев удерживает «источник выплаты» — российское предприятие, которое непосредственно производит выплаты нерезиденту за выполненные работы или оказанные услуги (п. 1 ст. 310 НК РФ).

То же произойдет и с российским предприятием, если по контракту оно является исполнителем работ (услуг) и получателем дохода из источника за рубежом. В этом случае или самостоятельно, или через налогового агента (своего иностранного контрагента) российское предприятие должно будет уплатить налог на прибыль (доход) в бюджет иностранного государства по ставке, установленной местным законом.

Иностранная компания обязана встать на учет в российских налоговых органах, в случае, если ее деятельность приводит к образованию постоянного представительства.

Понятие постоянного представительства для целей исчисления и уплаты налогов

Понятие постоянного представительства применяется исключительно при определении налогового статуса иностранного юридического лица и не может рассматриваться в качестве организационно-правовой формы его деятельности.

Как правило, выделяют постоянное представительство основного вида и постоянное представительство агентского (представительского) вида — зависимого агента.

Учитывая особенности организации международных сделок в налогообложении, также определяются понятия «агент с зависимым статусом» и «агенте независимым статусом».

Если иностранное предприятие не располагает постоянным представительством в другом государстве, но наделяет какое-либо лицо полномочиями заключать контракты от его имени, то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в этом другом государстве.

Зависимыми агентами, т. е. наемными лицами, могут быть как физические лица, так и компании. При этом не имеет значения, где подписан договор, основополагающим является то, чтобы его базовые условия (цены, условия поставки и т.п.) оговаривались зависимым агентом.

Если иностранное предприятие осуществляет коммерческие операции в другом государстве через агента с независимым статусом (брокера, комиссионера), оно не может облагаться налогом в этом государстве в отношении проводимых сделок, так как такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства иностранного предприятия.

Агентом с независимым статусом является лицо, которое:

  • независимо от предприятия как юридически, так и экономически;
  • действует в рамках своей обычной деятельности, когда действует от имени или в интересах иностранного предприятия.

Не будет считаться агентом с независимым статусом лицо, коммерческая деятельность которого осуществляется на основе подробных инструкций или всецелого контроля со стороны иностранного предприятия. Еще один важный критерий заключается в том, лежит ли предпринимательский риск на агенте либо на предприятии, которое он представляет.

Пункт 2 ст. 306 НК РФ определяет постоянное представительство иностранной организации как филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию, эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 данной статьи НК РФ.

Осуществление перечисленных видов деятельности само по себе с очень большой долей вероятности влечет образование постоянного представительства. При этом первое условие образования постоянного представительства — наличие места деятельности.

С одной стороны, наличие места деятельности подразумевает существование каких-либо помещений, конструкций, агрегатов, установок, занимающих определенное пространство и используемых иностранным юридическим лицом для ведения своей деятельности (так называемый критерий пространственной определенности).

С другой стороны, критерием наличия места деятельности может служить и наличие рабочих мест сотрудников иностранной организации (так называемый критерий трудового участия).

Второе условие образования постоянного представительства — расположение места деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации.

Третье условие возникновения постоянного представительства — постоянство деятельности. Часто в данном случае используют и схожий термин «регулярность деятельности».

Четвертое условие возникновения представительства иностранной организации — характер предпринимательской деятельность, осуществляемой на территории России. Это условие является основным, поскольку, если все иные условия соблюдены, но предпринимательская деятельность не осуществляется, постоянного представительства у иностранной организации не образуется.

Пункт 1 ст. 2 ГК РФ признает предпринимательской самостоятельную, осуществляемую на свой риск, деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Виды доходов иностранных организаций, налог на прибыль с которых удерживает налоговый агент

Доходы иностранных организаций, с которых налоговый агент должен удержать налог на прибыль и ставки налога, приведены в таблице.

Не признаются доходами, полученными от источников в Российской Федерации, а следовательно, не подлежат обложению налогом у источника выплаты следующие доходы:

— доходы от реализации на иностранных биржах ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Если акции российских организаций, более 50% активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, были приобретены на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли), то вне зависимости от соответствия критерию «50%» доходы иностранных организаций от их реализации не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;

— доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме доходов от реализации акций и недвижимого имущества), имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 2 ст. 309 НК РФ);

— премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

Доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой они получены.

В случае если иностранная организация получает доход в денежной форме, датой выплаты будет считаться:

  • при безналичной оплате — дата списания денежных средств с банковского счета налогового агента (источника выплаты дохода);
  • при оплате наличными — дата передачи денежных средств.

Если же иностранная организация получает доход в натуральной форме или иной не денежной форме, датой выплаты будет считаться при передаче имущества — дата его передачи (дата приемопередаточных и в необходимых случаях правоустанавливающих документов).

Сумма налога перечисляется в федеральный бюджет в той валюте, в которой был выплачен доход, или в рублях по официальному курсу ЦБ РФ на дату перечисления налога.

Исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 настоящего Кодекса, а именно:

1) если осуществляются выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе Российской Федерации, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде;

2) если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст. 284 НК РФ предусмотрена налоговая ставка 0%;

3) если осуществляются выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, при этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;

4) если осуществляются выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту соответствующего подтверждения.

Сроки уплаты налога

В Налоговом кодексе РФ нет однозначного ответа на вопрос, в течение какого срока налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного налога в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ сумму налога, удержанную с доходов иностранной организации, налоговый агент перечисляет в федеральный бюджет одновременное выплатой дохода, а в соответствии с п. 2 ст. 287 — в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Позиция ФНЕ России на этот счет сводится к следующему.

Исходя из принципа толкования неустранимых противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации от источников в РФ, в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Предоставление отчетности в налоговые органы

Пунктом 4 ст. 310 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст.

289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, установленной Приказом МНЕ России от 14 апреля 2004 г.

№ САЭ-3-23/286 «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

Налоговый расчет составляется за I квартал, полугодие, 9 месяцев и представляется в налоговые органы не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а годовой расчет представляется не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 289 НК РФ).

Если налоговый агент не смог удержать налог с иностранной организации, то в течение одного месяца он должен письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту своего учета и указать сумму задолженности.

Если налоговый агент не представит в указанный срок информацию о выплаченных иностранной организации доходах, то его должностным лицам придется уплатить штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ), а на организацию будет наложен штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если же организация удержит налог, но не перечислит его или перечислит неполностью, то с нее будет взыскан штраф в размере 20% неперечисленной суммы налога (ст. 123 НК РФ).

Источник: https://isfic.info/fin/secto51.htm

Налогообложение КИК

Налог на прибыль иностранной организации

С 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ был дополнен нормами, в силу которых доходы физических и юридических лиц в форме прибыли иностранных компаний облагаются налогами в РФ. В связи с этим, хотелось бы осветить основные типовые ситуации при налогооблажении КИК, а также поговорить о новых положениях закона о контролируемых иностранных компаниях принятых в феврале 2016 года.

Для начала, хотелось бы осветить основные исключения предусмотренные законом, в случае соблюдения которых возможно не только не уплачивать в России налог с нераспределенной прибыли иностранной компании, но и, в некоторых случаях, вовсе не декларировать сам факт владения иностранной компанией.

Небольшой размер прибыли контролируемой иностранной компании

Небольшой прибылью, не подпадающей под налогообложение КИК, считается:

— прибыль менее 50 млн. рублей в год (для 2015 года);

— прибыль менее 30 млн. рублей в год (для 2016 года);

— прибыль менее 10 млн. рублей в год (для 2017 и последующих годов).

В случае если годовая прибыль иностранной компании вписывается в данные рамки, то она не учитывается в налоговой базе ее контролирующего лица – налогового резидента. В данном случае у контролирующего лица отсутствует обязанность декларировать факт получения такого дохода российским налоговым органам, но остаются обязанности по уведомлению о самом факте обладания компанией.

Активные (торговые) иностранные компании

Если 80% прибыли иностранной компании составляют поступления от активных источников дохода (торговля, производство) то в таком случае у контролирующего лица также отсутствует обязанность уплачивать с нераспределенной прибыли такой компании налог в России.

Это исключение не связано с юрисдикцией активной компании. Однако у контролирующего лица сохраняется обязанность по уведомлению налоговых органов об участии в КИК, также необходимо будет доказать право на данное исключение.

Высокая эффективная ставка налогообложения

Данное исключение распространяется на контролируемые иностранные компании, которые уплачивают определенные налоги в стране регистрации согласно национальному законодательству юрисдикции.

Если эффективная налоговая ставка по налогу, который компания по факту уплатила в стране своей регистрации, составляет от 75% российской налоговой ставки (т.е. ставка налога составляет более 15%), то в таком случае налог с нераспределенной прибыли КИК в России не уплачивается.

Данное исключение доступно для большинства компаний Европейского региона, где налоговая ставка составляет более 15%, например, для компаний в таких юрисдикциях как Голландия, Швейцария, Дания, Люксембург и многих других.

У контролирующего лица, как и в случае выше, сохраняется обязанность по уведомлению налоговых органов об участии в КИК, также необходимо будет доказать право на данное исключение.

Обращаем внимание, что правила о КИК распространяются исключительно на контролирующих лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ (в течение 183 и более дней находятся на территории РФ) – в случае если контролирующее лицо – не является налоговым резидентом, то правила КИК на такое лицо распространяться не будут.

Поскольку, даже в тех случаях, когда КИК не обязаны уплачивать налог с нераспределенной прибыли иностранной компании, у них сохраняется обязанность по уведомлению налоговых органов:

о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Срок подачи уведомления об участии в иностранных организациях продлен до трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации (с февраля 2016 года). Ранее этот срок составлял один месяц.

Налогоплательщика, не направившего уведомление, налоговый орган может признать контролирующим лицом иностранной организации (пункт 5 ст. 25.13 и пункты 8-12 ст. 25.

14 НК РФ), при наличии у него информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации.

Список стран, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с РФ, утвержден проектом приказа ФНС РФ в феврале текущего года и вступит в силу 1 апреля 2016 года.

Следует отметить еще одно важное изменение, такое как уточнение процедуры признания налогоплательщиков контролирующими лицами:

В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом КИК на основании того, что доля его участия в иностранной организации составляет более 10% при условии, что доля всех налоговых резидентов РФ в такой иностранной организации более 50%, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о КИК пояснения и документы, подтверждающие, что налогоплательщику не было известно о том, что он является контролирующим лицом в соответствующем календарном году.

Налогоплательщик, представивший уведомление о КИК в срок, установленный в требовании налогового органа, освобождается от ответственности, установленной ст. 129.5 НК РФ (20% от суммы неуплаченного налога) и ст. 129.6 НК РФ (100 000 рублей в отношении каждой КИК, по которой не представлено уведомление).

Помимо этого новые положения Налогового кодекса РФ:

· Устраняют двойное налогообложение дивидендов, полученных российской организацией от КИК:

При условии документального подтверждения того, что налог в отношении дивидендов, полученных налогоплательщиком при распределении прибыли КИК был удержан КИК, такие дивиденды не подлежат налогообложению в России.

· Уточняют порядок расчета прибыли КИК для целей налогообложения в России:

Ранее налогоплательщики, по общему правилу, обязаны были рассчитывать прибыль КИК на основании данных финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом КИК (закон государства, где была зарегистрирована организация) за финансовый год, и могли применить российские правила налогообложения, только если i) финансовая отчетность КИК не подлежит обязательному аудиту в соответствии с личным законом КИК, и ii) при условии, что постоянным местонахождением КИК является иностранное государство, с которым у РФ отсутствует международный договор по вопросам налогообложения.

Теперь контролирующие лица КИК вправе добровольно определять налогооблагаемую базу КИК в соответствии с российским налоговым законодательством.

Также по новым положениям, не включаются в состав прибыли КИК и, соответственно не облагаются налогом доходы, полученные КИК в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций КИК (за исключением дивидендов), признанные в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным законом.

· Изменяют положения, связанные с учетом имущества, получаемого налогоплательщиком в результате ликвидации КИК:

Срок ликвидации КИК, в результате которой налогоплательщик вправе не учитывать доходы в виде стоимости имущества, имущественных прав, полученных при ликвидации КИК, продлен до 1 января 2018 года.

Указанный срок также может быть продлен в некоторых случаях. Например, если решение о ликвидации КИК принято до 1 января 2017 года, но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 января 2018 года в связи с ограничениями, установленными личным законом КИК, участием КИК в судебном разбирательстве, и проч.

В соответствии с Законом о КИК льготы по освобождению от налогообложения в РФ имущества ликвидируемой иностранной организации распространяются не только в отношении контролирующих лиц, но и иных акционеров, участников, пайщиков, учредителей, не признаваемых контролирующими лицами, при условии соблюдения требований к процедуре ликвидации.

· Уточняют порядок определения первого налогового периода для иностранных компаний, самостоятельно признавших себя резидентами РФ

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с 1 января календарного года, первым налоговым периодом по налогу на прибыль для такой организации считается период времени с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, до конца этого календарного года.

Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль для организации признается период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.

Источник: http://capitalcounsel.ru/news/29

Налоговые аспекты реализации иностранной организацией недвижимости в РФ

Налог на прибыль иностранной организации

В настоящее время глобальный рынок недвижимости продолжает расти. По оценкам экспертов, в первом квартале 2014 года объем прямых инвестиций в коммерческую недвижимость в мире достиг 130 млрд долл., увеличившись на 23% по сравнению с прошлогодним результатом за тот же период.

Неизмеримо возросшая взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием экономического пространства, где география размещения инвестиций определяется с учетом мировой конъюнктуры. Иностранные организации, осуществляя деятельность на территории РФ или вступая в отношения с ее резидентами, в той или иной степени могут приобрести различные налоговые обязанности.

Чтобы знать, как поступать в таких ситуациях, в Налоговом кодексе РФ имеются специальные положения для иностранных организаций, хотя, в некоторых случаях трудно установить определенные правила, которые иностранные организации должны были бы и могли бы исполнить.

Такова, например, ситуация в которой иностранной организации, которая не ведет деятельности на территории РФ через постоянное представительство, реализует недвижимость на территории РФ. Рассмотрим 4 возможные варианта реализации недвижимости.

Вариант 1. Иностранная организация реализует недвижимость в РФ юридическому лицу, являющемуся налоговым резидентом РФ

Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации при каждой выплате доходов, в валюте выплаты доходов.

Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет в валюте РФ.

Исключение составляет, в частности, случай, когда в соответствии с международными договорами (соглашениями) доходы не облагаются налогом в РФ при условии предъявления нерезидентом налоговому агенту подтверждения.

Следует также учитывать, что при определении налоговой базы по доходам от реализации недвижимого имущества на территории РФ из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ.

Понесенные иностранной организацией расходы будут учитываться налоговым агентом при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов налоговому агенту, удерживающему налог с таких доходов, будут представлены иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

Согласно разъяснениям Минфина России для определения расходов иностранной организации, т.е.

стоимости приобретения ею недвижимого имущества, могут использоваться:

  • договоры купли-продажи, счета, подтверждающие оплату приобретенного имущества в соответствии с договором купли-продажи;
  • выписки из учета головного офиса иностранной организации;
  • справки о стоимости имущества, выданные органами технической инвентаризации.

В случае подтверждения иностранной организацией расходов к налоговой базе применяется ставка налога в размере 20%. Если на момент выплаты дохода иностранной организацией не представлены документы, подтверждающие ее расходы на приобретение реализуемого имущества, к общей сумме дохода применяется ставка налога в размере 20% .

Вариант 2. Иностранная организация реализует недвижимость в РФ иностранной организации, не являющейся налоговым резидентом РФ

Рассматриваемая в данном пункте в качестве примера ситуация весьма распространена в бизнес среде. Аналогично Варианту 1 в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения налогом на прибыль в виде доходов иностранной организации от источников в РФ, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что, не смотря на возникновение объекта налогообложения налогом на прибыль, обязанность по уплате налога на прибыль у налогового агента не возникает. Указанную позицию поддерживает Федеральная налоговая служба в своих разъяснениях. Вместе с тем, освобождение налогоплательщика от обязанности исчислить и уплатить налог законом не предусмотрено, как впрочем, и механизм уплаты налога в данных условиях. Однако, законодатель указал, что налог считается установленным в случае, если предусмотрены все условия установления налога, в том числе порядок уплаты налога. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Принимая во внимание так же что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика можно сделать вывод о том, что обязанность по уплате налога на прибыль в данной ситуации отсутствует.

Вариант 3. Иностранная организация реализует недвижимость в РФ физическому лицу

Аналогично описанным выше вариантам в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения налогом на прибыль в виде доходов иностранной организации от источников в РФ, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающих указанный доход налогоплательщику, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ. Однако в рассматриваемой ситуации доход иностранной организации выплачивает физическое лицо, которое не входит в круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль, взимаемого с доходов, полученных иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство. Вместе с тем Минфин в своих разъяснениях относительно данной ситуации пошел дальше нежели в ситуации описанной в Варианте 2 и указал, что при реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, физическому лицу, которое в силу действующих норм налогового законодательства не является налоговым агентом, обязанность по уплате налога на прибыль организаций лежит на иностранной организации.

Вариант 4. Иностранная организация реализует недвижимость в РФ индивидуальному предпринимателю

Аналогично описанным выше вариантам в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения налогом на прибыль в виде доходов иностранной организации от источников в РФ, которые подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Однако в рассматриваемой ситуации выплачивает доход иностранной организации индивидуальный предприниматель, который не входит в круг налоговых агентов, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на прибыль, взимаемого с доходов, полученных иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство. Согласно разъяснениям Минфина физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели, не признаются налоговыми агентами в отношении доходов иностранных организаций, поскольку обязанности налоговых агентов в отношении таких доходов могут быть возложены только на российские организации и постоянные представительства иностранных организаций. Однако Минфин не всегда придерживался указанной позиции, в частности в своем Письме в 2005 году разъяснял, что на индивидуальных предпринимателей, которые выплачивают доход иностранным организациям, обязанность по определению суммы налога, ее удержанию и перечислению в бюджет возложена.

На сегодняшний день вопрос о наличии обязанности иностранной организации самостоятельно исчислить и уплатить налог, получающей доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, в случае если контрагент не признается в соответствии с налоговым законодательством налоговым агентом по налогу на прибыль остается открытым.

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/nalogovie-aspekti-realizacii-inostrannoy-organizaciey-nedvizhimosti-v-rf.html

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в республике беларусь через постоянное представительство — 2018

Налог на прибыль иностранной организации

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал актуален на 2018 год.

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы), изложен в главе 15 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

Подборка «Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — 2018» включает перечень размещенных в АПС «Бизнес-Инфо» аналитических материалов, в том числе разъяснения специалистов налоговых органов и мнения экспертов по данной теме.

Чтобы вникнуть во все тонкости законодательства и избежать ошибок при исчислении и уплате налога на доходы, правильно применять международные нормы законодательства по устранению двойного налогообложения, в разделах подборки содержатся отсылочные нормы на основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налога на доходы.

Справочно

Рекомендуем изучить:

• интернет-семинар «Налог на доходы и налогообложение представительств и постоянных представительств в 2018 году»;

• «Изменения налогового законодательства в 2018 году»;

• «Основные нормативные правовые акты, регулирующие исчисление и уплату налогов (сборов) в 2018 году»;

• «Краткий справочник налогов (сборов) и иных платежей, уплачиваемых в 2018 году».

1. Плательщики налога на доходы

Плательщиками налога на доходы признаются иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст.145 НК).

Справочно

Понятие представительства иностранной организации определено в ст.511 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

Представительством иностранной организации является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции (часть первая п.1 ст.511 ГК).

Представительство иностранной организации считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке.

Законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную деятельность представительств иностранных организаций (п.2 ст.511 ГК).

Если деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь приводит к образованию постоянного представительства, тогда доходы от такой деятельности облагаются в Беларуси не налогом на доходы, а налогом на прибыль (ст.139 НК).

Дополнительно о представительствах иностранной организации см.:

• «Исчисление и уплата налога на прибыль иностранными организациями»;

• «Постоянное представительство иностранной компании в Беларуси: один из критериев — осуществление деятельности в течение 90 дней»;

• «Иностранное представительство: практические ситуации по налогообложению».

Дополнительно по теме:

Обзорное письмо по применению норм Декрета Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8).

Налог на доходы иностранных организаций у резидентов ПВТ.

Давальческая переработка товаров нерезидента в Беларуси: постоянного представительства у нерезидента в Беларуси не возникает.

Давальческая переработка товаров нерезидента в Беларуси. Налоговые обязательства постоянного представительства.

Налог на доходы: налоговые обязанности резидентов ПВТ.

Бухгалтерский и налоговый учет в организациях, имеющих филиалы — 2018.

Справочник инвестора на 2017 год.

Налоговые аспекты при осуществлении туристической деятельности.

Белорусская организация оплачивает размещение рекламы в Интернете российской компании: как правильно исполнить налоговые обязательства. 

Участие белорусских организаций в зарубежных выставках и рекламных мероприятиях: налог на доходы иностранных организаций. 

Отражение в бухгалтерском учете налога на доходы при приобретении нематериального актива. 

Артистическая деятельность российского исполнителя в Беларуси и его налогообложение. 

Особенности уплаты налогов и сборов иностранной организацией в бюджет Республики Беларусь при возникновении соответствующих объектов налогообложения. 

Налог на доходы по штрафам, уплаченным нерезидентам России и Украины.

Сделки иностранной организации с недвижимостью в Республике Беларусь: налог на доходы.

Приобретение транспортных услуг у индивидуальных предпринимателей.

Налогообложение дивидендов, полученных иностранной компанией из источников в Республике Беларусь.

Влияние налогов и сборов на размер прибыли: налоговый и бухгалтерский учет.

Приобретение компьютерных программ у нерезидента: налог на доходы и применение международных соглашений.

Приобретение компьютерных программ у нерезидента: налог на доходы.

Приобретение услуг у иностранных организаций: правильно исчислим налог на доходы и налог на добавленную стоимость.

Аренда строительной техники с экипажем у иностранной организации, имеющей постоянное представительство на территории Республики Беларусь: порядок исчисления налога на доходы и налога на добавленную стоимость.

Налогообложение иностранных организаций при выполнении строительных работ на территории Республики Беларусь в 2015 году.

Приобрели маркетинговые услуги у резидента Российской Федерации? Не ошибитесь с налогообложением.

Между белорусской и латвийской организациями заключен договор на монтаж (установку) оборудования, пусконаладочные работы и консультации по его эксплуатации. Срок выполнения работ в Республике Беларусь 4 месяца по договору, фактически работы и услуги исполнялись на территории Беларуси 7 месяцев. Какие налоговые обязательства возникают у латвийской организации по факту исполнения работ?

Между белорусской и латвийской организациями заключен договор на поставку оборудования в Республику Беларусь.

В обязанности иностранной организации по договору входит монтаж (установка) оборудования, пусконаладочные работы и консультации по его эксплуатации.

Срок выполнения работ и услуг в Республике Беларусь составил 5 месяцев по договору и фактически. Какие налоговые обязательства по прямым налогам возникают у латвийской и белорусской организаций по факту исполнения работ?

По договору с белорусской организацией на оказание услуг резидент Украины оказывает ей различного рода услуги, включая подготовку, оформление таможенных и грузосопроводительных документов на принадлежащий белорусскому резиденту груз, следующий по территории Украины, представление необходимых документов в таможенные органы, а также представление информации и консультаций белорусскому резиденту по этим вопросам. Доходы по каким из этих видов услуг облагаются налогом на доходы? 

Турфирма (туроператор) реализует туры с местом отдыха на территории Республики Беларусь через турагента-нерезидента, заключая договор комиссии. Моментом реализации туристических услуг у туроператора считается дата окончания тура.

Нерезидент перечисляет денежные средства на счет туроператора за минусом своего вознаграждения в течение 3 рабочих дней после подтверждения брони.

Как в данной ситуации турфирме удержать налог на доходы нерезидента, если у нее отсутствуют основания для применения освобождения от налога на доходы нерезидента? 

2. Объект налогообложения налогом на доходы. Освобождение от налога на доходы

Объектом налогообложения налогом на доходы признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь и поименованные в ст.146 НК.

От налога на доходы освобождаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и являющихся подлинными владельцами таких доходов (п.4 ст.146 НК):

• полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления ими кредитов, займов Республике Беларусь или Правительству Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь» (подп.4.1);

• по размещенным за пределами территории Республики Беларусь облигациям открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» и государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг; полученные от оказания услуг, связанных с эмиссией, размещением, обращением и погашением этих облигаций, а также с учетом прав на них (подп.4.2);

• полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления такими иностранными организациями белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств, полученных этими иностранными организациями от размещения ценных бумаг, эмитируемых (выдаваемых) ими в целях направления таких средств белорусским организациям (подп.4.3).

Кроме того, не облагаются налогом на доходы:

• доходы иностранных организаций с долями закрытого акционерного общества «Белорусская калийная компания» в уставных фондах не менее 50 % при получении из источников в Республике Беларусь доходов от оказания консультационных, маркетинговых, рекламных, юридических, посреднических услуг закрытому акционерному обществу «Белорусская калийная компания» (подп.1.41 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2005 № 398 «О совершенствовании экспорта калийных удобрений»);

• доходы иностранных организаций, полученные от предоставления внешних займов областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, а также от оказания услуг, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций местных исполнительных и распорядительных органов, эмитентами которых являются областные и Минский городской исполнительные комитеты (подп.1.4 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 75 «О внешних займах органов местного управления и самоуправления»);

• доходы иностранных организаций, получаемые ими по договорам с Белорусской нефтяной компанией от:

— перевозки, фрахта (в том числе демереджей и прочих платежей, возникающих при перевозках) в связи с осуществлением международных перевозок нефтепродуктов, нефти;

— оказания услуг в области страхования в связи с осуществлением международных перевозок нефтепродуктов, нефти;

— оказания услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок нефтепродуктов, нефти (подп.1.6 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами»).

Об уменьшении налоговой базы налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, на сумму доходов (прибыли), полученных от операций с облигациями юридических лиц, см. указы Президента Республики Беларусь от 29.06.2015 № 279 и от 03.03.2016 № 85 (далее — Указ № 85).

Действие льготы, предусмотренной подп.1.1 п.1 Указа № 85, продлено до 31 декабря 2018 г. на основании абзаца 4 п.15 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

Согласно подп.1.1 п.1 Указа № 85 при определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль не учитываются доходы от операций с облигациями, эмитируемыми с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. юридическими лицами, признаваемыми в соответствии со ст.

14 НК налоговыми резидентами Республики Беларусь, определяемые в соответствии с п.2 ст.138 НК.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, вправе уменьшить налоговую базу налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, на сумму доходов (прибыли), полученных от операций с облигациями, указанными в подп.1.1 п.1 Указа № 85, определяемых в соответствии с п.2 ст.138 НК (подп.1.2 п.1 Указа № 85)

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=312347

Адвокат Еремин
Добавить комментарий