Наследование группы крови задачи

Задачи на группы крови (для 9 классов)

Наследование группы крови задачи

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

Задачи на группы крови

(для 9 классов)

учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент.

2017 г.

Пояснительная записка

Решение задач на группы крови проходят учащиеся 9 классов

при прохождении главы «Закономерности наследования признаков».

Для решения задач необходима знать записи генотипов 4 групп крови. Нужно уметь правильно составить дано и правильно написать схемы скрещивания, определить гаметы. Определить генотипы и фенотипы родителей и потомства. И написать правильный ответ. Знание решения

задач на группы крови хорошая подготовка к ЕГЭ.

Задачи: обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; сформировать навыки решения задач на взаимодействие аллельных генов, на примере групп крови.

Оборудование: листки с текстом задач на столах.

Для решения задач на группы крови надо знать.

Наследование по типу кодоминирования осуществляется, наследование групп крови системы АВ0. Наличие той или иной группы крови определяется парой генов (точнее, локусов), каждый из которых может находиться в трех состояниях (JA, JB или j0). Генотипы и фенотипы лиц с разными группами крови

Кровь людей с I (или О нулевой) группой крови подходит всем людям — они универсальные доноры.

А вот кровь людей с IV (или АВ) группой крови можно переливать только людям с такой же группой крови, но принять их организм «согласен» любую кровь — они универсальные реципиенты.

Среднее положение занимают люди со II (A) и с III (В) группами крови — им годится одноименная группа крови и кровь универсальных доноров.

Задачи на группу крови требуют определенной записи генотипов. Вот 4 группы людей по наличию антигенов на поверхности эритроцитов и их возможные генотипы:

I(0)-группа. Генотип I0I0.

II(А)-группа. Генотипы IAIA или IAI0.

III(В)-группа. Генотипы IBIB или IBI0.

IV(AB)-группа. Генотип IAIB.

Задачи на группы крови.

1.Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать у потомства?

2.Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

3.Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:

А) I и II крови;

Б) III и III группа крови;

В) I и III группы крови;

Г) III и I V группа крови;

Д) II и III группы крови.

4. В семье мужчины с группой крови АВ и женщины с группой крови А было трое детей с группами крови В, АВ и 0. Определите генотипы родителей и детей. Нет ли, по-вашему мнению, каких-либо сомнительных фактов в условии задачи?

5.В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют 0 и A группы крови, родители другого — А и АВ. Исследование показало, что дети имеют 0 и В группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать при других комбинациях групп крови? (Приведите примеры). В каких случаях можно было бы обойтись без исследования групп крови отцов?

6.В родильном доме в одну ночь почти одновременно родилось четыре младенца. Забыли надеть бирки на малышей. Пришло время кормления. Какой маме и какого новорожденного нести?

Младенцы обладают группами крови 0, А, В, АВ.

Группы крови родительских пар:

Первая пара — В и В

Вторая пара — А и В

Третья пара — О и О

Четвертая пара — АВ и О

Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Помогите развесить бирочки на малышей.

7.У пекаря было два сына. Первый родился, когда пекарь был еще молод. Старший сын очень похож на отца. Группы крови отца и первого сына совпадают. Второй мальчик, не похож на отца, группа крови его отличается от групп отца и матери. Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали пекаря подать в суд для установления отцовства.

Группы крови в семье были следующие:

фермер — 0

мать — АВ

первый сын — АВ

второй сын – В

Является ли второй сын сыном этих родителей?

8.Может ли дочь унаследовать группу крови матери или отца, если мать II группой крови, а отец III группой крови?

Источники информации:

1.Биология.Общие закономерности. 9 кл. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, , Н.И.Сонин. -М.: Дрофа,2002 г. 288 с..

2. Гончаров О.В. «Генетика. Задачи», Саратов, издательство «Лицей», 2005 г. Лернер Г.И.

3. «Биология. Тренировочные задания», М: «Эксмо», 2011 г.

4.Биология.Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровень ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Кириленко. — Изд.3-е, исправ. и доп. -– Ростов н/Д : Легион,2012. – 233 с.

5.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/ Лернер Г.И.- Москва: АСТ: Астрель, 2015 . – 415 с.

Источник: https://infourok.ru/zadachi-na-gruppi-krovi-dlya-klassov-3048699.html

учитель биологии — Задачи Наследование групп крови

Наследование группы крови задачи

Конспект урока «Наследование группы крови» (11класс)

Цель урока: дать понятие о группах кровичеловека и причинах групповых различий, о наследовании групп крови у человека ипринципах решения задач на наследование групп крови.

Образовательная:

  • познакомить учащихся с понятием множественного аллелизма на примере групп наследования крови и принципом решения задач на множественныйаллелизм;
  • расширить знания учащихся о группах крови человека
  • формирование навыков и умений по решению генетических задач наследование группы крови.

Воспитательная:

  • Создание условий для отработки стиля публичного выступления.
  • Развитие коммуникативных способностей через посредство работы в малых группах.
  • Пропаганда донорства как гуманной акции спасения жизни людей.

Развивающая:

  • Активизация мыслительной деятельности,
  • развитие творческого мышления, речи,
  • развитие умений учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать знания.
  • развитие интереса к предмету через получение новых знаний, умения решения генетических задач.

Методы и приемы: технология критическогомышления, организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ/

прием «Ассоциация», прием «Допиши фразу», прием«Кластер», «Покопаемся в памяти».  «Синквейн»,методы: мозговой штурм.

Оборудование:

Мультимедийная презентация,компьютер, проектор, индивидуальные листы, раздаточные карточки с задачами нанаследование групп крови.

Ход урока.

I.                  Организационныймомент (1 мин).

Вызов – это активноевключение учащихся, актуализация имеющихся знаний, возбуждение интереса к обсуждаемому вопросу. Это заставляетобучаемого анализировать собственные знания и начать думать о теме урока.

Слово учителя:

 Сегодня мы поговорим о наследовании группкрови у человека. У каждого на парте лежат индивидуальные «Листы учащегося». Походу изучения нового материала вы будете заполнять эти листы.

Методы: прием «Ассоциации»,  

Кровь- это…(после некоторого раздумья, дети вслух зачитываютсвои ассоциации).

Прием «Допиши фразу»:

«У меня  ….(?)…. группа крови. У моей мамы …..(  ?),, группа крови. У папы …(?)…группа крови».

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

Всего- 19 человек, из них:

Знают свою группу кровиНе знают свою группу кровиЗнают группу крови своих родителей

Термин «группа крови» у всех наслуху. Ребята, что вы знаете о группах крови и что вы хотите узнать? Япредлагаю вам заполнить таблицу  (раздаточный материал)

Я знаю, что…Хочу узнать…
1. бывают 4 группы крови1. чем различаются группы крови2. как определяют группу крови3. как открыли группы крови

В ходе сегодняшнего урока мыответим на поставленные вами вопросы.

Мозговой штурм «Значениезнаний о группах крови»:

Ребята, ответьте на вопрос: для чего надо знать свою группукрови? Приведите, как можно больше предположений.

II.               Изучениеновой темы.

1) История открытия групп крови

Выступление учителя.

С давнихвремен люди пытались применить переливание крови. Считалось, что переливаниекрови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми. Древние римляне и греки попредписанию врачей пили свежую кровь животных. Считали, что кровь гладиаторов —сильных людей, улучшит состояние здоровья больных и ослабленных.  

1628 г. —Английский врач Уильям Гарвей сделал открытие о кровообращении в человеческом организме. Почти сразупосле этого была предпринята первая попытка переливания крови. Папа РимскийИннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей.Результат был печален. Умерли и юноши и папа.

Первое удачноепереливание крови от человека к человеку произвели в 1819 г. в Лондоне. английский акушер Д. Блендел применил переливаниекрови 10 роженицам, 5 из которых удалось спасти от смерти.

 Спустя 13 лет  успешное переливание крови проводят и вРоссии. В 1832 году 20 апреля в больницу привозят истекающую кровью роженицу.Молодой акушер Андрей Мартынович Вольф решается на неслыханное.

Он делает то,чему научился за границей и что до него никто в стране не делал. Вольфуговаривает стать донором мужа женщины, который одновременно и не доверяетдоктору, и надеется. Берет у мужчины кровь и переливает роженице.

И получилось!Женщина спасена.

Однакопоследующие четыре попытки окончились смертью больных. В 1873 г.подсчитали, что всего на земном шаре было произведено 247 переливаний, из них176 окончились смертью.

Такимобразом, переливание крови пытались применить издавна, но иногда оносопровождалось успехом, а иногда приводило к гибели тех, комупереливали кровь.

2. Открытиегруппы крови

§        В 1901 г. немецкий ученый Карл Ландштейнер открыл три группыкрови,

§        а затем  в1904 г.чешский ученый Я. Янский открыл еще четвёртую группу крови.

§        Великое открытие Ландштейнерабылов 1930 году отмечено присуждением Нобелевской премии.

§        Таким образом, все население земного шара имеет4 разные группы крови.

3. Схема переливания группкрови у человека.

Прием «Покопаемся в памяти»

Техника:

Важнозаписать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записалиили нет.

Послетого как учащиеся записали все, что знаете по данной теме необходимо этообсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, членыгруппы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своимизнаниями, учитель записывает их идеи на доске. Ответы не обсуждаются и неоцениваются.

Задание учащимся:

1. На ваших индивидуальных листахучащихся стрелками покажите верные, по вашему мнению варианты схеме переливаниякрови у человека.

2. Допишите фразу:

Донор- это..

Реципиент- это..

Универсальный донор..

Универсальный реципиент-…

3. Наследование групп крови.

Наследование группыкрови происходит по закону Менделя.
У человека известно 4 основные группы крови. Наследование групп крови несёт характер множественного аллелизма.

Множественный аллелизм (генетическийполиморфизм) — это явление, когда за развитие одного признака отвечаютнесколько аллельных генов.

Наследование групп кровиопределяется действием трех аллельных генов, обозначаемых  А. В. О. Три гена могут давать 6 разныхгенотипов (ОО,АО,АА,ВО,ВВ,АВ).

Комбинируясь по два, эти геныдают шесть генотипов: АА,ОО,АВ,АО,ВВ,ВО.

Ген О – рецессивный. Гены А и В доминируютнад геном О, но друг друга не подавляют.

Таблица:

группагенотипы
1 (0)00
2 (А)АА или АО
3 (В)ВВ или ВО
4 (АВ)АВ

Записи в тетрадь:

  • Группа крови зависит от действия (3-х аллельных генов)
  • доминантные гены (А, В)
  • Рецессивный ген (0)
  • Гены А и В друг друга не подавляют
  • Три аллели формируют сколько генотипов 6 — 00; АА; АО; ВВ; ВО; АВ
  • гомозиготные генотипы (00; АА; ВВ)
  • гетерозиготные генотипы (АО; ВО; АВ)

Знание этой таблицы вам пригодится для решения задач на наследование группкрови. Тем более, что в этом году в КИМы  по биологии в часть С обязательно будутвключены задачи подобного типа.

4. Решение задач.

Сегодня мынаучимся решать задачи на наследование групп крови. По мере их решения мы будемзаполнять таблицу. На таблице, которая приведена ниже вы сможете узнать, какаягруппа крови будет у вашего будущего ребенка в зависимости от группы кровиродителей.

Таблица «НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ У ЧЕЛОВЕКА»

Группы крови родителейГруппы крови детей
ЖЕНЩИНАМУЖЧИНАI (ОО)II(АА, АО)III(ВВ, ВО)IV (АВ)
II
III
IIII
IIV
П1
IIII
IIIII
IIIV
Ш1
ШП
IIIIII
IIIIV
IVIV

Первую задачу учитель показывает сам. Затем решаем самостоятельно. Двеследующие на доске. Комментируют учащиеся.

Задачи для совместной работы:

1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказатьо группах крови их родителей?

Решение

Генотип мальчика – j0j0, следовательно, каждый из егородителей несет ген j0.

Генотип его сестры – JAJB,значит, один из ее родителей несет ген JA, и его генотип – JAj0 (II группа), адругой родитель имеет ген JB, и его генотип JBj0 (III группа крови).

Ответ

У родителей II и III группы крови.

  1. У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
  1. «В суде слушается дело по взысканию алиментов. Мать имеет I группу крови, дети – II, III. Может ли быть отцом детей мужчина с IV группой крови?»
  1. Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
  1. У мальчика – 1 группа крови, а у сестры- 4. что можно сказать о группах крови их родителей?
  1. женщина с 3 группой возбудила дело о взыскании алиментов, имеющего 1 группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка 1 группа. Какое решение должен вынести суд?
  2. Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
  3. Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (
  4. Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя?
  5. Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным?
  6. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам?

Задачи на группы крови длязакрепления (самостоятельное решение)

  1. Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая.
  2. Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови?
  3. Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя?

Источник: https://matveeva.ucoz.ru/index/zadachi_nasledovanie_grupp_krovi/0-123

Задачи на наследование групп крови

Наследование группы крови задачи

1. Болезни легких

2. Инфекционные болезни

3. Заболевания кожи

4. Заболевания почек и мочеполовой системы

Наиболее предрасположены к развитию почечнокаменной болезни люди, имеющие первую и вторую группы крови. Первая группа крови выделяется врачами-нефрологами как фактор наивысшего риска развития этого заболевания.

Частым инфекциям мочеполовых путей наиболее подвержены женщины с третьей группой крови (особенно, если инфекция вызвана кишечной палочкой, так как существует сходство между строением антигенов кишечной палочки и третьей группы крови). Наиболее устойчивы к развитию заболеваний почек люди с четвертой группой крови.

Кожными заболеваниями чаще страдают люди с первой группой крови, особенно с отрицательным резусом.

Реже кожные болезни встречаются у людей четвертой группой крови.

Люди, имеющие первую группу крови, чаще болеют гриппом А.

Индивидуумы с группой крови 0 (I), особенно с отрицательным резусом, наиболее предрасположены к развитию заболеваний бронхов и легких. Среди них лидируют туберкулез легких, хронические аллергические бронхиты, аллергические состояния, сопровождающиеся патологией бронхиальной системы, бронхиальная астма.

Наименее подвержены заболеваниям легких (пневмония, бронхит) люди с четвертой группой крови.

Задача 2. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно «X» и «Y»). Родители первого имеют I и IV группы крови, родители второго – I и III группы крови. Анализ показал, что у «Y» – I, а у «X» – II группа крови. Определите, кто чей сын?

Решение.

Следовательно, у родителей с I и IV группами крови – сын «Х», а у родителей с группами крови I и III, – сын «Y», ибо только у этих супругов возможно рождение ребенка с I группой крови (отец гетерозиготен).

Задача 3. Известно, что у родителей II и III группы крови. Может ли их ребенок иметь I группу крови?

Ответ: да, может, если генотипы родителей А0 и В0.

Задача 4. Если мать имеет группу крови 0, а ребенок – группу А, то какие группы крови мог иметь отец?

Ответ: II или IV группу.

Задача 5. Определите и объясните, какие группы крови возможны у детей, если у родителей:

А) I и III группы крови;

Б) III группа крови;

В) II группа крови;

Г) IV группа крови;

Д) II и III группы крови.

Задача 6. В каком случае (при каком генотипе) дети не могут унаследовать группу крови ни от отца, ни от матери?

Ответ: у родителей I и IV группы крови.

Задача 7. У троих детей в семье I, II и III группы крови. Какие группы крови могут быть у родителей?

Ответ: (00, В0, А0), АВ.

Задача 8. Если мать имеет IV группу крови, а отец – III, то какие группы не могут быть у их детей?

Ответ: I группа крови.

Задача 9. На ребенка, имеющего IV группу крови, претендуют две пары родителей. У одной из пар отец имеет II группу крови, а мать – III, у другой отец – I группу, а мать – АВ. Претензия какой пары родителей не обоснована? Ответ: претензия не обоснована у второй пары родителей.

Задача 10. У человека гемофилия вызывается рецессивным геном h, сцепленным с Xхромосомой.

Какова вероятность рождения здоровых детей в семьях, где:

а) отец – гемофилик, а мать – здорова;

б) отец – гемофилик, а мать – носительница?

Ответы:

а) все дети фенотипически здоровы, но дочери являются носительницами гена гемофилии;

б) 25% – дочери – носительницы,

25% – дочери – гемофилики (как правило, нежизнеспособны),

25% – сыновья здоровы,

25% – сыновья гемофилики.

Задача 11. В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

Решение.

Ответ: внебрачным является ребенок с I группой крови.

Задача 12. У мальчика I группа крови, а у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови родителей?

Ответ: у родителей – II и III группы крови.

Задача 13. У матери – I группа крови, а у отца – III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Ответ: да, если отец имеет группу крови В0 (III).

Задача 14. У матери – I группа крови, а у отца – IV. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?

Ответ: нет, не могут.

Задача 15. Может ли сын унаследовать группу крови матери или отца, если мать резусотрицательная с II группой крови, а отец резусположительный с III группой крови?

В этой задаче много решений, но мы остановимся на следующем:

Решение.

Ответ: да, унаследует.

Задача 16. Может ли ребенок унаследовать группу крови одного из родителей, если мать имеет I резус­положительную кровь, а отец – IV резусотрицательную?

Ответ: нет, не может.

Задача 17. В семье кареглазых родителей четверо детей. Двое голубоглазых имеют II и IV группы крови, а двое кареглазых – II и III. Определите вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка с I группой крови.

Ответ: 3/16.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_127258_zadachi-na-nasledovanie-grupp-krovi.html

Решение задач на группы крови и резус-фактор

Наследование группы крови задачи

Образовательные цели:

  • Продолжить формирование понятийного аппарата в области генетики и умения им пользоваться
  • Освежить знания учащихся о резус-факторе, группах крови, их типах, особенностях и физиологической основе
  • Сформировать у учащихся четкое представление о наследовании групп крови и резус-фактора
  • Научить учащихся решать задачи на группы крови и резус-фактор
  • Дать представление об использовании знаний о группах крови в различных областях жизни
  • Развивающие цели:

  • Развитие умения самостоятельной работы с текстом
  • Развитие внимания (при объяснении алгоритма решения задач)
  • Развитие памяти и умения применять полученные знания (в ходе решения задач)
  • Развитие умения обращаться к ранее изученному материалу
  • Воспитательные цели:

  • Воспитание ответственного отношения к самостоятельной работе
  • Воспитание критической оценки результатов одноклассников
  • Воспитание критического отношения к своим способностям и знаниям в ситуации выбора
  • Ход урока:

    1. Организационный момент

    – приветствие учителя, объявление темы и целей
    урока (2 минуты)

    2. Актуализация знаний (5 минут)

    А) 1 и 3 ряды работают письменно на маленьких
    листочках по кратким заданиям на доске.

    1 ряд2 ряд
    1. Как назвать организм ааВВ1. Как назвать организм ВВсс
    2. Расщепление при моногибридном скрещивании в F22. Расщепление при дигибридном скрещивании в F2
    3. А – карие глаза, а – голубые. Фенотипы аа, АА и Аа.3. А – кудрявые волосы, а – гладкие. Фенотипы АА, Аа и аа.
    4. Какие гаметы образует Ввсс4. Какие гаметы образует ВВСс
    5. Может ли у кареглазых родителей быть голубоглазый сын?5. Может ли у пары с гладкими волосами быть дочь с кудрявыми?

    2 ряд работает по терминам в то время, пока ряды
    выполняют работу. Учащиеся по цепочке с 1 парты
    дают определения терминам, которые показывает
    учитель.

    После этого проверяется задание у 1 и 2
    рядов (по одному учащемуся с каждого ряда
    вызывается к доске, где они пишут так, чтобы не
    видел класс, затем доска переворачивается и
    производится самооценка), а 2 ряд пишет гаметы,
    которые образуют 5 организмов.

    Термины:

    ГомозиготаОрганизмы
    ГетерозиготаАаВВ
    Аллельные геныССDD
    Гомологичные хромосомыeeFf
    Моногибридное скрещиваниеEeFF
    Дигибридное скрещиваниеАаВв

    Третий Закон Менделя

    Генетика

    Второй закон Менделя

    Первый закон Менделя

    Один ученик со 2 ряда пишет позади на выносной
    доске. Самопроверка. Затем листочки сдаются
    учителю.

    Вывод – для чего мы это вспоминали? – Чтобы
    повторить особенности моно- и дигибридного
    расщепления

    Б)

    У учащихся на столах лежат распечатки с
    информацией по группам крови и резус-фактору.
    Цель – ответить на вопросы, представленные на
    этом же листе ниже. Затем вопросы быстро
    проверяются и происходит проверка – тест.
    Работают по вариантам. Затем меняются и
    происходит взаимопроверка. (8 минут)

    Информация для самостоятельной работы

    Группы крови

    были открыты К. Ландштейнером и
    Я. Янским в 1900 году. Первое переливание произвел в
    нашей стране Шамов В. Н. в 1919 году.

    Существование групп крови основано на
    содержании в эритроцитах и плазме крови веществ
    – агглютиногенов (изоантигенов) и агглютининов
    (изоантител).

    В эритроцитах содержатся агглютиногены типа А
    и В, вещества, которые под действием агглютининов
    типа и ? плазмы
    неподходящего донора склеивают эритроциты в
    комочки. Такая реакция называется
    гемоагглютинация (склеивание крови).

    Условно агглютиногены эритроцитов можно
    назвать “бумагой”, которая склеивается под
    действием “клея” — агглютинина плазмы.

    Нужно добавить, что это “склеивание”
    происходит только между одноименными
    агглютиногенами и агглютининами: А + , В + . Разноименные вещества (например, А и не влияют друг на друга).

    В эритроцитах 1 группы нет агглютиногенов, но в
    плазме содержатся агглютинины и .

    В эритроцитах 2 группы содержатся
    А-агглютиногены и агглютинин в плазме.

    В третьей группе – наоборот – в эритроцитах
    В-агглютиноген, а в плазме агглютинин .

    Наконец, эритроциты 4 группы содержат А и
    В-агглютиногены, но в плазме нет агглютининов.

    Отсюда понятна проблема переливания крови.
    Одноименные плазма и эритроциты не должны
    встретиться, иначе произойдет склеивание
    эритроцитов.

    Так, кровь 1 группы подходит всем, но сама может
    принять только кровь такой же группы. Кровь 2 и 3
    групп подходит тем же группам или 4. Кровь 4 группы
    нельзя переливать никому, за исключением людей с
    той же группой. Однако, кровь 4 группы принимает
    все группы крови при переливании.

    Резус-фактор

    был впервые обнаружен в 1940 году
    у обезьян макак – резусов и потому был так
    назван. Этот фактор (а на самом деле это большая
    группа – около 20 веществ) присутствует в
    эритроцитах большинства (около 85%) людей планеты.
    У 15% людей такого фактора нет, однако в их
    эритроцитах были обнаружены анти-резус факторы.

    При переливании крови, несовместимой по
    резус-фактору, особенно, если это делается не в
    первый раз, происходит реакция агглютинации
    эритроцитов.

    Особенно опасен резус – конфликт, который
    может возникнуть между матерью с –
    резус-фактором и ее + ребенком при беременности.
    Плод выделяет вещества, на которые у матери
    выделяются анти-резус факторы (антитела). Эти
    антитела разрушают эритроциты и кровеносную
    систему ребенка. Особенно опасна такая ситуация
    при второй и последующих беременностях
    (анти-резус вещества накапливаются).

    Вопросы для само- и взаимоконтроля

    Группы крови1. Кем и когда открыты группы крови?2. Какие существуют группы крови?3. От чего зависит группа крови? Между какими веществами происходит реакция агглютинации?4. Чем отличаются плазма и эритроциты крови разных групп?5. Для чего нам знать группу крови? Как следует проводить переливание крови?Резус-фактор1. На каком объекте и когда был открыт резус-фактор?2. Каким может быть резус-фактор?3. От чего зависит резус-фактор?4. Как отличаются эритроциты резус+ и резус- крови и какая реакция между ними происходит?5. Для чего человеку знать свой резус-фактор? Что такое резус-конфликт и когда он возникает?

    Тест в качестве проверки все выполняют
    самостоятельно на отдельных листочках, которые
    затем передаются соседу для взаимопроверки.

    1 вариант1. Группы крови были открыты:а) в 1900б) в 1940в) в 18652. Агглютиногены находятся в:а) плазме кровиб) эритроцитахв) и в плазме, и в эритроцитах3. Реакция агглютинации происходит между:а) А и В агглютиногенамиб) А-агглютиногеном и -агглютининомв) А-агглютиногеном и -агглютинином4. Кровь первой группы не содержит:а) ни агглютининов, ни агглютиногеновб) агглютиногенов в эритроцитахв) агглютининов в плазме5. Кровь второй группы можно переливать:а) 1 и 4б) 2 и 4в) 3 и 16. Резус фактор был открыт на:а) обезьянахб) кроликахв) морских свинках7. Резус-фактор находится в:а) плазме кровиб) эритроцитахв) и в плазме, и в эритроцитах8. Резус – конфликт возникает между:а) резус+ матерью и резус- плодомб) резус- матерью и резус+ плодомв) резус- матерью и таким же плодом2 вариант1. Группы крови были открыты:а) Мечниковымб) Ландштейнером и Янскимв) Пастером2. Агглютины находятся в:а) и в плазме, и в эритроцитахб) эритроцитахв) плазме крови3. Реакция агглютинации происходит между:а) и агглютининамиб) В-агглютиногеном и -агглютининомв) В-агглютиногеном и -агглютинином4. Кровь четвертой группы содержит:а) агглютинины и агглютиногены всех типовб) агглютиногены А и В в эритроцитахв) агглютинины и в плазме5. Кровь третьей группы можно переливать:а) 1 и 4б) 2 и 4в) 3 и 46. Резус фактор был открыт в:а) 1900б) 1960в) 19407. Резус-фактор находится в:а) плазме кровиб) эритроцитахв) и в плазме, и в эритроцитах8. Резус – конфликт возникает между:а) резус- матерью и резус+ плодомб) резус+ матерью и резус- плодомв) резус- матерью и таким же плодом

    Вывод делают учащиеся – чего хотели достичь и
    достигли ли.

    Учитель рассказывает о наследовании групп
    крови, показывает

    1. группа – 00

    2. группа – А0 или АА

    3. группа – В0 или ВВ

    4. группа АВ

    Алгоритм решения задачи вам уже почти понятен.
    Разбираем задачу на доске. Задачи на листочках.

    Первую задачу учитель показывает сам. Затем
    решаем самостоятельно. Две следующие на доске.
    Комментируют учащиеся.

    Задачи для совместной работы:

  • У матери четвертая группа крови, а у отца третья. Какие группы крови могут быть у их детей? Рассмотрите оба случая – а) отец гомозиготен; б) отец гетерозиготен.
  • У матери “+” резус-фактор (она гомозиготна), а у отца “-” резус фактор. Какой резус-фактор может быть у их детей.
  • Один из родителей имеет 3 группу крови, а ребенок 4. Какой может быть группа крови у второго родителя?
  • Вывод делает учитель.

    Домашнее задание – придумать свою задачу на
    группы крови и оформить ее на отдельной карточке

    Решить самостоятельно задачи на карточках –
    все задачи оценены в баллах. 2 учащихся делают на
    выносных досках и затем проверяем. Листочки с
    решением сдать учителю. Задачи на 3 и 5 баллов
    проверяем на доске и учащиеся делают вывод –
    всего ли достигли, что было запланировано.

    Задачи на группы крови для закрепления

    Вариант 1

  • Отец имеет третью группу крови (гетерозигота), а мать первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
  • Может ли пара с первой группой крови иметь ребенка с четвертой группой крови? (2)
  • Один из родителей имеет вторую группу крови, ребенок – четвертую. Какая группа крови может у второго родителя? (3)
  • Женщина имеет четвертую группу крови, муж первую, а их сын – тоже четвертую. Кому из родителей этот ребенок приходится неродным? (3)
  • У матери первая группа крови с положительным резус-фактором (гетерозигота), у отца – третья (гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)
  • Задачи на группы крови для закрепления

    Вариант 2

    1. Мать имеет вторую группу крови (гомозигота), а отец первую. Какая группа крови может быть у их детей? Рассмотрите оба случая. (2)
    2. Может ли пара с четвертой группой крови иметь ребенка с первой группой крови? (2)
    3. Один из родителей имеет третью группу крови, ребенок – первую. Какая группа крови может быть у второго родителя? (3)
    4. Отец имеет первую группу крови, мать – четвертую, их дочь – третью. Родной ли приходится девочка родителям? (3)
    5. У матери первая группа крови с положительным резус-фактором(гетерозигота), у отца – вторая(гомозигота) с отрицательным. Какими могут быть их дети по указанным признакам? (5)

    7.02.2008

    Источник: https://festival.1september.ru/articles/504967/

    Задачи по теме «Наследование групп крови»

    Наследование группы крови задачи

    Задачи потеме «Наследование групп крови»

    Задача 23.

    Какие группы крови могут быть удетей, если у обоих родителей 4 группа крови?

    Дано:

    Р:  ♀ АВ

         ♂ АВ

           Решение:

    Р:  ♀ АВ   х    ♂ АВ

    G:       А                А

               В                В

    F1  —  ?                F1:     АА, АВ, АВ, ВВ

                                           2    4     4      3

    Ответ: вероятность рождения детей с4 группой крови – 50%,

     со 2 и 3 – по25%.

    Задача 24.

    Можно ли переливать кровь ребёнкуот матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

    Дано:

    Р:  ♀ АВ

         ♂ ОО

           Решение:

    Р:  ♀ АВ   х    ♂ ОО

    G:       А                О

               В

    F1  —  ?                F1:     АО, ВО

                                           2      3

    Ответ: нельзя.

    Задача 25.

    У мальчика 4 группа крови, а уего сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?   

    Дано:

    F1:   АВ, ОО 

           Решение:

    F1:   АВ, ОО 

    Р  —  ?                 Р:    ** , **

    Ответ: у родителей 2-ая и 3-ья группы крови.

    * Задача 26.

    В родильном доме перепутали двухмальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного изних с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

    Дано:

    Р1:  ♀ ОО

           ♂ АВ

    Р2:  ♀  ОО

           ♂ ВВ (ВО)

    F1:     Х – ОО

              У – АА (АО)

           Решение:

    1) Р1:  ♀ ОО  х   ♂ АВ

        G:         О              А

                                      В

        F1:     АО,  ВО

     2)  Р2:  ♀  ОО  х    ♂ ВВ (ВО)

     Кто чей сын?                    F1:      ВО, ОО

    Ответ: у Х родители Р2  (с 1 и 3 группами), у У – Р1 (с 1 и4).

    Задача 27.

    У Белоснежки вторая группа крови, а у Принца – третья. Каковавероятность рождения наследника с первой группой крови, в каком случае этовозможно?

    Дано:

    Р:  ♀ АА (АО)

         ♂ ВВ (ВО)

           Решение:

    Р:  ♀ АА (АО)   х   ♂ ВВ (ВО)

    F1:     ОО 1-ая группа возможна, если Белоснежка и Принц гетерозиготны.

    F1  —  ?   

                                Р:  ♀АО   х   ♂ ВО

                                  G:      А               В

                                            О               О

                                  F1:   АВ, АО, ВО, ОО

       4     2    3     1

    Ответ: вероятность рождения наследника

    с 1-ой группой крови25%, это возможно,

    если Белоснежка иПринц гетерозиготны.

    Задача 28.

           В деревне умер мельник. Похоронив отца,

           Наследство поделили три брата-молодца:

           Взял старший братец мельницу, второй прибрал осла,

           А кот достался младшему — кота взял младший брат.

    По закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали,что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании группкрови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы: мельник – АО,его жена – АВ, первый сын – 00, второй сын – АА, третий сын – ВО.

    Дано:

    Р:  ♀ АВ

         ♂ АО

           Решение:

    Р:  ♀ АВ   х   ♂ АО

    G:       А               А

               В               О

    F1  —  ?                F1:   АА, АО, АВ, ВО

                                         2     2     4     3

    Ответ: первый сын – не родной мельнику.

    Задача 29.

    У Мальчика-с-пальчик группа крови АВ, его матушка имеет группу кровиАО. Какую  группу крови может иметь отец?

    Дано:

    Р:  ♀ АО

    F1: АВ

           Решение:

    Р:  ♀ АО   Х   ♂* *

    F1:  АВ

    ♂  —  ?                от матушки  Мальчик-с-пальчик мог получить

                             только  «А», значит,  «В» он получил только от

                             отца;  а «В» содержится в генотипе3 и 4 групп

                             крови

    Ответ: у отца может быть 3 или 4 группа крови.

    «,»author»:»»,»date_published»:null,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://genetika2016.blogspot.com/p/blog-page_97.html»,»domain»:»genetika2016.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð—адачи по теме «Наследование групп крови» Задача 23. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови…»,»word_count»:543,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

    Источник: http://genetika2016.blogspot.com/p/blog-page_97.html

    Адвокат Еремин
    Добавить комментарий