План по теме собственность

Урок по обществознанию в 8 классе на тему:

План по теме собственность

Урок 16. Тема: «Собственность»

Цели и задачи:

  1. Формирование правового и экономического мышления на основе знаний основных экономических понятий. Рассмотреть понятие «собственность».

  2. Познакомить с различными видами собственности, арендой.

  3. Развивать умение сравнивать, анализировать, проводить доказательства.

  4. Продолжить воспитание бережного отношения к своему имуществу.

Тип: комбинированный

Оборудование. Карточки с вопросами, телевизор, презентация, доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

Ребята на прошлом уроке мы изучали тему «Экономика и ее роль в жизни общества» и рассматривали значение технического прогресса. Вы, знаете какое изобретение человечества позднего палеолита сыграло важную роль в развитии человечества? Лук (64 тыс.

лет назад) – индивидуальное оружие. Пример, поэма Гомера «Одиссея»: история с Пенелопой и сватовством. Человек мог прокормить себя и близких – появилось чувство «МОЁ!» — семья, собственность.

Тема нашего урока посвящена собственности (оглашение и запись темы).

  1. Закрепление изученного ранее. Фронтальный опрос.

  1. Дайте определение термину экономика.

  2. Назовите трех китов экономики.

  3. Что такое производство?

  4. Что вы понимаете под техникой и технологией?

  5. Что такое научно-технический прогресс?

  6. Чем различаются продукты духовной и материальной сфер деятельности?

  1. Изучение нового материала

План

  1. Имущественные отношения

  2. Право собственности

  3. Субъекты и объекты собственности

  4. Виды собственности

  5. Каким образом человек становится собственником?

Имущественные отношения. Имущественные отношения – это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества и материальных благ.

Это отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом, в основе которых лежит право на собственность.

Имущественные отношения составляют основную, преобладающую часть гражданского права, регулирующего куплю-продажу, пользование, взятие в аренду, дарение, наследование и многое другое.

Собственность – это принадлежность материальных, духовных ценностей, денежных средств определенным лицам – собственникам.

Право собственности — это совокупность правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных благ конкретным людям – собственникам.

Опираясь на определение права собственности, ответьте, что такое собственность?

У каждого человека имеется собственность: квартира, дача, автомобиль или мобильный телефон.

Собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению, а также имеет право совершать относительно своего имущества любые действия, которые не противоречат закону (продать, подарить, обменять и т.д.).

В российском гражданском праве традиционным является представление о праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий:

Пример с карандашом

Проанализируйте эту ситуацию. Вы получили учебник в школьной библиотеке. В каких рамках вы осуществляете в отношении этого учебника право владения, распоряжения?

Аренда – временное право пользования чужим имуществом.

Субъекты и объекты собственности

Субъекты собственности – это отдельные лица, их ассоциации, трудовые коллективы, социальные группы, общество в целом, владеющие ресурсами или факторами производства.

Объекты собственности – то, чем владеет собственник и результаты производства – блага.

Субъекты права собственности

Форма собственности: частная, общественная

Каким образом человек становится собственником?

Право собственности возникает:

— в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;

— в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);

— в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа, обмен);

— в результате наследования или правопреемства, дарения;

— в законном порядке приобретение права собственности на имущество, не имеющее собственника: по праву первого нашедшего бесхозную вещь (находка, клад);

— по праву давности владения.

Способы приобретения собственности:

Покупка

Дарение

Находка

Приватизация

Производство

Наследство

Обмен

Право собственности рассматривается как составная часть системы прав человека, как то, что государство должно гарантировать человеку.

Конституция РФ ст. 35:

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется

Закрепление. (Работа с карточками)

Задание 1. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.

Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом на 10 лет или купить маленький домик?

Аренда большого дома 20 тыс. рублей в месяц. Цена маленького дома 3 млн. рублей.

Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить городской участок или взять его в аренду на 5 лет для ведения бизнеса?

Аренда участка 100 тыс. рублей в год. Цена участка 2 млн. рублей.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой ……………… собственность;

б) магазин, который открыл папа, является …………………………….собственностью;

в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, заводы, жилые дома и другое – это …………………..собственность;

г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………. собственностью.

Задание 3. Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.

Задача 1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.

Задача 2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.

Задача 3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.

Итог урока. Таким образом, мы сегодня рассмотрели, что такое собственность, дали ей правовое и экономическое объяснение.

Домашнее задание: § 19. Составить развернутый план. Решить задачи. Ответить на вопросы к параграфу (устно).

Задания. Тема: СобственностьКонституция РФ ст. 35:1. Право частной собственности охраняется законом.2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.4. Право наследования гарантируетсяЗадание 1. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом на 10 лет или купить маленький домик?Аренда большого дома 20 тыс. рублей в месяц. Цена маленького дома 3 млн. рублей.Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить городской участок или взять его в аренду на 5 лет для ведения бизнеса.Аренда участка 100 тыс. рублей в год. Цена участка 2 млн. рублей.Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой ……………… собственность;б) магазин, который открыл папа, является …………………………….собственностью;в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, заводы, жилые дома и другое – это …………………..собственность;г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………. собственностью.Задание 3. Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.Задача 1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.Задача 2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.Задача 3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.Домашнее задание: § 13. Составить развернутый план. Решить задачи Ответить на вопросы к параграфу (устно).Задания. Тема: СобственностьКонституция РФ ст. 35:1. Право частной собственности охраняется законом.2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.4. Право наследования гарантируетсяЗадание 1. Решите задачи и вы узнаете, всегда ли выгодна бывает аренда.Задача 1. Посчитай, что выгоднее, взять в аренду большой дом на 10 лет или купить маленький домик?Аренда большого дома 20 тыс. рублей в месяц. Цена маленького дома 3 млн. рублей.Задача 2. Посчитай, что выгоднее купить городской участок или взять его в аренду на 5 лет для ведения бизнеса.Аренда участка 100 тыс. рублей в год. Цена участка 2 млн. рублей.Задание 2. Вставьте пропущенные слова в предложения.а) всё имущество твоей семьи: мебель, телевизор, одежда, холодильник, бытовая техника и т.д., которые используются для организации жизни, представляет собой ……………… собственность;б) магазин, который открыл папа, является …………………………….собственностью;в) всё, что принадлежит государству – земля, недра, леса, заводы, жилые дома и другое – это …………………..собственность;г) если собственность принадлежит городу, она называется …………………. собственностью.Задание 3. Проанализируйте ситуации, связанные с судебной защитой права собственности и имущественных интересов лиц, и определите применительно к каждой ситуации, какой вариант защиты права собственности и имущественных интересов граждан иллюстрируется этим примером.Задача 1. В связи с угоном автомобиля, которому в период незаконного владения (до возвращения собственнику) был нанесен существенный вред (помят корпус, сломаны тормоза), суд принял решение о сумме возмещения ущерба, которую должен получить законный владелец от виновного в понесенных имущественных потерях.Задача 2. При разводе супругов Н. суд рассмотрел вопрос о разделе имущества, находящегося в общем владении.Задача 3. Районное жилищное управление обратилось в суд с иском к гражданину П., требуя освободить самовольно занятую им квартиру. Суд удовлетворил иск, одновременно возложив на гражданина П. обязанность возместить судебные издержки истца.Домашнее задание: § 13. Составить развернутый план. Решить задачи Ответить на вопросы к параграфу (устно).

Источник: https://infourok.ru/urok-po-obschestvoznaniyu-v-klasse-na-temu-sobstvennost-2387478.html

Тема 1. Интеллектуальная собственность. План

План по теме собственность

  1. Понятие, функции и значение интеллектуальной собственности в развитии общества.

  2. Становление и развитие законодательства в области интеллектуальной собственности.

  3. Цели и задачи управления интеллектуальной собственностью.

1.Понятие, функции и значение ис в развитии общества

Основные задачи,которые ставит перед собой каждоегосударство должны быть направлены нарешение конкретных проблем в целяхобеспечения экономического прогресса.Для этого требуется постоянный притокновых идей и технологий, чтобы обеспечитьэффективность промышленного производстваи улучшить условия жизни.

Новые технологииоснованы на знаниях. Наиболее важнымпримером систематизированных знанийявляются изобретения. Изобретение –этокачественно новое оригинальное решение,позволяющее удовлетворять имеющуюсяпрактическую потребность. Их экономическаяполезность определяется возможностьюэкономить живой труд.

Это находитвыражение в повышении производительноститруда.

Основная цель всех производимых сегодня экономическихреформ – создание социально- ориентированнойрыночной экономики.

А для этого требуетсявведение эффективных механизмовстимулирования хозяйственной деятельности– закрепление права собственности насоздаваемую продукцию, введениеобоснованной налоговой и финансово-кредитнойсистемы, правовое обеспечение инновационнойдеятельности.

В связи с этим первостепенноезначение приобретает правовая охранаимеющегося и создаваемого научно-техническогопотенциала: изобретений, ноу-хау,промышленных образцов, товарных знаков,селекционных достижений и др.

Значениеинтеллектуальной собственности вразвитии общества.

1) она закрепляетдостигнутый технический уровень иобеспечивает конкурентноспособностьпроизводимой продукции.

2) способствуетразвитию внешнеэкономических связей,технологическому обмену на лицензионнойоснове, развитию экспорта товаров.

3) В свою очередьправа интеллектуальной собственностипозволяют автору или владельцу патента,товарного знака или авторского праваизвлекать выгоду от своего творческоговклада.

Интеллектуальнаясобственность представляет собой нетолько один из наиболее значимых правовыхинститутов, но и является достаточноострой проблемой современногообщественного развития в связи с высокимуровнем незаконного использованияохраняемых правом результатовинтеллектуальной деятельности и другихнарушений прав интеллектуальнойсобственности. Наличие эффективнойправовой охраны интеллектуальнойсобственности признано важным условиемдинамичного развития экономики любойстраны, поскольку правильная государственнаяполитика в этой области являетсястимулирующим фактором подъема творческойдеятельности.

Необходимостьусиления защиты интеллектуальнойсобственности в Беларуси диктует тообстоятельство, что в настоящее времянаша страна готовится к вступлению воВсемирную торговую организацию (ВТО),одним из условий членства в которомявляется соблюдение положений,содержащихся в Соглашении по торговымаспектам прав интеллектуальнойсобственности (ТРИПС) (к которому Беларусьтакже пока не присоединилась).

Понятие«интеллектуальная собственность»употребляется в нескольких значениях:

  • объективный смыслэто совокупность норм, которыми регулируются отношения, связанные с созданием и использованием ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности и средств индивидуализации участников гражданского обо­рота;
  • субъективный смыслэто совокупность правомо­чий как личного, так и имущественного характера, принадлежащих авторам творческих достижений, патен­товладельцам или лицам, осуществившим регистрацию средств индивидуализации, их наследникам и иным право­преемникам. исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к ли­тературным, художественным и научным произведениям, исполне­ниям, фонограммам, эфирному и кабельному вещанию, изобретени­ям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам и знакам обслуживания, фирменным наименованиям, географиче­ским указаниям, топологиям интегральных микросхем, селекцион­ным достижениям, защите против недобросовестной конкуренции;
  • в узком смысле, когда правом охраняются только результаты творчества,
  • в широком смысле, когда охрана предоставляется и другим объектам, не являющимся результатами творческой деятельности (средствам индивидуализации участников гражданского оборота).

В ГКРеспублики Беларусь используются дватермина — «интеллектуальнаясобственность» и «исключительныеправа».Понятие«интеллектуальная собственность»сле­дует рассматривать как условныйтермин, обозначающий совокупностьличных неимущественных и исключитель­ных(имущественных) прав. Под исключительнымиправами понимают лишь имущественныеправа, способные переходить к другимлицам.

ПонятиеИС — обобщающее, включает 2 института:

1)авторскоеправо (объекты- произведения науки, искусства илитературы) и смежные права (объекты -исполнения, фонограммы, передачикабельного и эфирного вещания);

2)промышленнаясобственность(изобретения, полезные модели, промышленныеобразцы, селекционные достижения,средства индивидуализации участниковгражданского оборота (фирменноенаименование, торговый знак, наименованиеместапроисхождениятовара )и нетрадиционные объекты ИС(рационализаторские предложения и др.).

Разграничениеинститутов производится в зависимостиот специфики объектов и специфики моделиправовой охраны.

Взаконодательстве Республики Беларусьпонятие «интеллектуальная собственность»определяется через перечислениенематериальных объектов, в отношениико­торых признается исключительноеправо. Впервые перечень объектов ИС появился в Конвенции, учрежденной ВОИС,в законодательстве Республики Беларусь- перечень содержится в ст.980 ГК .

Взависимости от того, являются ли объектырезультатом творческой деятельностиих подразделяют на:

1)результаты интеллектуальной деятельности— результаты творч. труда, произведениялитературы, науки, искусства (объектыавт. права):

• исполнения,фонограммы, передачи вещания;

• изобретения,промышленные модели, полезные образцы;

• селекционныедостижения;

• топологииинтегральных микросхем;

• нераскрытаяинформация (ноу-хау).

2)средства индивидуализации участниковгр. оборота(фирменное наименование, торговый знак,наименование местапроисхождениятовара ).

Современныепредставления об ИС как движужей силыэкономического развития позволяютвыделить следующие ее функции:

  • инновационная, товарная, технологическая , правовая, экономическая, рекламная и идеологическая .

Различныеобъекты интеллектуальной собственностиимеют свои специфические особенности,однако общим для них является то, чтоони нематериальны и могут одновременноиспользоваться несколькими лицами.Кроме того, все объекты интеллектуальнойсобственности являются результатамиили проявлениями ума (отсюда и название»интеллектуальная» от intellectus (лат.

)- ум). Все объекты интеллектуальноготруда имеют стоимостные оценки, как ипрочие результаты человеческого труда.Лицо, осуществившее интеллектуальнуюдеятельность, реализует свои правомочияпо владению, пользованию и распоряжениюрезультатами такой деятельности.Возникшее право по своей правовойприроде абсолютно: никто не имеет права нарушать его.

Большинствообъектов интеллектуальной собственностиимеют имена своих создателей (именаавторов объектов должны сопровождатьсами объекты). Однако в отдельных случаяхимена создателей объектов интеллектуальнойсобственности неизвестны (например,произведений народного творчества).

Общимдля всех объектов является то, что ониимеют идеальную природу, т. е. нематериальны,однако могут быть воплощены в физические(материальные) предметы, которые обладаютопределенной экономической ценностью.

Поэтому сторонники использованиятермина «интеллектуальная собственность»подчеркивают, что речь идет о собственностиособого рода, которая требует специальногорегулирования ввиду ее нематериальногохарактера, так как объектами права собственности владельцев патентов,субъектов авторского права итоварных знаков являются неосязаемыеи бестелесные вещи .

Надоиметь в виду, что правовой режимсобственности, традиционно используемыйв отношении телесных объектов и включающийправомочия владения, пользования ираспоряжения данными объектами, неможет быть безоговорочно применен кнематериальным результатам умственнойдеятельности (взгляды на результатыинтеллектуальной деятельности какобъекты права собственности получилиназвание проприетарной теории — от лат.proprietas — собственность). Он приемлем лишьдля материальных носителей результатовтворчества. Поэтому в отношении продуктовинтеллектуального творчества применяетсярежим исключительных прав , которыйзаключается в том, что только создателиданных продуктов, за исключением случаев,прямо указанных в законе, вправепользоваться и распоряжаться ими. Крометого, важно отметить, что собственникобладает бессрочным и абсолютным правом на материальный объект, в товремя как исключительные права наобъекты интеллектуальной деятельностиявляются срочными и в предусмотренныхзаконом случаях могут ограничиваться.Наконец, следует указать на то, чтоисключительные права на результатыинтеллектуальной деятельности ограниченыв пространстве и что право на творческийрезультат неразрывно связано с личностьюего создателя.

Такимобразом, традиционное право собственностикоррелируется с материальным характеромобъектов этого права , тогда какинтеллектуальная собственность оперируетпонятием исключительных прав вотношении неких нематериальных объектов.

Экономическая функция интеллектуальнойсобственности такая же, как и обычного права собственности. Однако юридическийинструментарий, применяемый для защиты прав интеллектуального собственника,другой.

Так, например, интеллектуальныйсобственник не может истребовать своювещь в натуре, поскольку самой вещи несуществует.

Тема: АВТОРСКОЕПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА.

План.

1.Понятие, принципыиисточникиавторского права и смежных прав.

2.Объекты авторскогоправа и смежных прав, их классификация.

3.Субъектыавторского права и смежных прав.

4.Возникновение, реализация и защитаавторских исмежных прав.

5.Управлениеимущественными правами авторов иобладателей смеж­ныхправ на коллективной основе.

6.Авторскийдоговор: понятие, содержание, виды.

1.Понятие, принципыиисточникиавторского права и смежных прав.

Понятиеавторскоеправоупотребляется в 2 значениях:

1) вобъективном смысле– это система норм, регулирующихимущественные и связанные с ними личныенеимущественные отношения, возникающиев связи с созданием, использованием,защитой права на произведения науки,литературы, искусства.

2) всубъективном смысле— это имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам,создавшим произведения литературы,науки и искусства и иным субъектамавторского права.

Термин » авторское право » не следует пониматьбуквально. По законодательству большинствастран автор может уступить все илиотдельные права на созданное импроизведение.

Поэтому на практикеприменяется такое понятие, как»правообладатель на произведение»,которым может быть как юридическое, таки физическое лицо.

Если произведениеиздано, правообладатель указываетсяна титульном листе издания или на оборотетитульного листа под знаком C.

Основной задачей авторского права является, с однойстороны, обеспечение интересов авторови их правопреемников, а с другой стороны,интересы общества в целом путемпредоставления ему доступа к сокровищаммировой культуры.

Как совокупностьправовых норм авторское право является составной частью гражданского права.

Соответственно, на авторско-правовыеотношения распространяют свое действиеобщие положения гражданского права , и в первую очередь положенияобязательственного права , регулирующие права и обязанности сторон призаключении договоров на использованиеохраняемых авторским правом произведений.

В частности, нормыобязательственного права регулируюттакие вопросы, как права и обязанностисторон, участвующих в договоре,ответственность, наступающую в случаенеисполнения договора, и т.п. Обычнымиявляются также условия об объемеправомочий на использование произведений,территории и сроке использования.

Источник: https://studfiles.net/preview/5017328/

Тест по теме

План по теме собственность

Тест: C:\Users\Рамзия\Desktop\общество 8 класс\тематические тесты об. 8\13. Собственность.mtf

Тест

Задание #1

Вопрос:

В собственности гражданина РФ не может находиться

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) земля

2) жилой дом

3) самолет

4) космический корабль

Задание #2

Вопрос:

Что из названного не относится к имущественным правоотношениям?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) аренда жилого помещения

2) право автора на литературное произведение

3) купля-продажа компьютерной техники

4) передача акций в управление

Задание #3

Вопрос:

Передача или продажа государственного имущества в частную собственность

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) приватизация

2) национализация

3) меркантилизм

4) протекционизм

Задание #4

Вопрос:

Переход в частные руки крупных государственных предприятий

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) национализация

2) кооперация

3) инкорпорация

4) приватизация

Задание #5

Вопрос:

Принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью лица, в качестве санкций за преступление либо за административное или гражданское правонарушение

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) приватизация

2) реквизиция

3) конфискация

4) национализация

Задание #6

Вопрос:

Изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости такого имущества называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) приватизацией

2) реквизицией

3) конфискацией

4) национализацией

Задание #7

Вопрос:

Нематериальным объектом права собственности является

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) вещь

2) земля

3) интеллектуальная собственность

4) животное

Задание #8

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Б. Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задание #9

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).

Б. Передача имущества в доверительное управление влечет переход права собственности к доверительному управляющему.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задание #10

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о праве собственности?

А. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Б. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задание #11

Вопрос:

Установите соответствие между правомочиями собственника и их содержанием: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) возможность эксплуатации имущества путем извлечения из него полезных свойств, плодов, доходов, его потребления

2) нахождение вещи в хозяйстве собственника

3) возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения её принадлежности, состояния, назначения

__ владение

__ пользование

__ распоряжение

Задание #12

Вопрос:

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «собственность».

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) владение

2) распоряжение

3) пользование

4) применение

5) регистрация

Задание #13

Вопрос:

Вставьте пропущенное понятие: «Имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления, называется ______

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #14

Вопрос:

Прочтите приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Существует тенденция рассматривать в качестве неотъемлемых прав человека в современном обществе право приобретать _____ (1). Гражданину Российской Федерации может принадлежать на праве собственности жилой дом, земельный участок, на котором расположен этот дом, денежные средства, ценные ______ (2), предприятия как имущественные комплексы, транспортные средства и иное ______(3).

Указанная собственность может быть создана за счет предпринимательской деятельности, трудовых доходов, доходов, вложенных в ценные бумаги, приобретения имущества по ______ (4) или в качестве дара.

Человек в этих случаях выступает подлинным хозяином имеющихся у него средств______(5) и продуктов своего _______(6), может продавать, передавать по наследству, иным образом использовать их по своему усмотрению».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание может быть использовано только один раз. Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Укажите порядок следования всех 7 вариантов ответа:

__ имущество

__ бумага

__ собственность

__ наследство

__ производство

__ предпринимательство

__ труд

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 4;

2) (1 б.) Верные ответы: 2;

3) (1 б.) Верные ответы: 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

5) (1 б.) Верные ответы: 3;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (1 б.) Верные ответы: 3;

8) (1 б.) Верные ответы: 3;

9) (1 б.) Верные ответы: 1;

10) (1 б.) Верные ответы: 3;

11) (1 б.) Верные ответы:

2;

1;

3;

12) (1 б.) Верные ответы: 4;

13) (1 б.) Верный ответ: «кладом».

14) (1 б.) Верные ответы:

3;

2;

1;

4;

5;

0;

6;

Конец

Источник: https://multiurok.ru/files/test-po-teme-sobstvennost-8-klass-obshchestvoznani.html

Разработка урока

План по теме собственность

Конспект урока по обществознанию.

Тема: Право собственности и его виды.

Класс: 11 класс.

Дата.

Цели: 1) создать представления о праве собственности;

2) формировать умения анализировать, развивать мышление;

3) воспитывать правовую грамотность.

Домашнее задание: № 6,

Понятия: имущественные права, право собственности, вещное право, интеллектуальная собственность.

План.

1. Имущественные права.

2. Право собственности.

3. Основания возникновения права собственности.

4. Право собственности на землю.

5. Понятие права интеллектуальной собственности.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Повторение.

    1. Что такое договор?

    2. договора?

    3. Виды договоров.

    4. Порядок заключения, изменения и расторжения договора.

    5. Отдельные виды обязательств.

  3. Изложение. Тема, цели, домашнее задание.

1.Имущественные права.

Имущественные права – это права участников имущественных правоотношений, то есть отношений, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением имуществом.

Виды имущественных прав:

1)вещные (право собственности)

2)обязательственные (право на возмещение ущерба)

3)право авторов (на вознаграждение)

4)наследственные права.

2. Понятие права собственности.

Собственность как экономическая категория появилась с возникновением человеческого общества.

Собственность — это господство людей над вещью

Право собственности — совокупность правовых норм, устанавливающих, как можно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

права собственности складывается из трех правомочий – владения, пользования и распоряжения.

Владение — обладание вещью. Даже находясь на расстоянии.

Пользование – предполагает возможность извлекать из вещи ее полезные свойства. Пользоваться может и не владелец.

Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи (продавать, дарить, завещать).

Субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, РФ, ее субъекты, муниципальные образования.

Виды собственности: 1) частная собственность, 2) государственная собственность, 3) муниципальная собственность.

Объекты федеральной собственности:

  1. национальные богатства страны

  2. объекты функционирования федеральных органов власти (казна, золотой запас, валютный фонд)

  3. прочие объекты (военная техника, спиртовая продукция, стратегические материалы)

  1. Основания возникновения права собственности.

Существуют первоначальные и производные основания приобретения права собственности.

Первоначальные основания – если вещь никому не принадлежала, если вещь найдена (если за 6 месяцев не найдется хозяин вещи, то нашедший становится ее владельцем), право собственности по давности владения: 15 лет недвижимое имущество, 5 лет движимое.

Производные способы – национализация или приватизация, реквизиция – изъятие имущества в случае аварий, эпидемий с выплатой стоимости, конфискация – безвозмездно, договор купли — продажи.

Вещное право – совокупность правомочий в отношении имущества.

Другие вещные права: сервитуты (право пользования чужим имуществом в определенных пределах), право пользования земельным участком, право хозяйственного владения, право оперативного управления имуществом.

4. Право собственности на землю.

Это владение, аренда, продажа, сервитут – линии электропередач, трубопровода, водоснабжение.

  1. Понятие права интеллектуальной собственности.

Право интеллектуальной собственности – собственность на результаты творческой деятельности.

Группы объектов права интеллектуальной собственности:

— объекты авторского права (произведения науки, литературы)

— объекты смежного права (исполнения, фонограммы)

— объекты патентного права (изобретения, модели, образцы)

— средства индивидуализации (товарные знаки, наименования)

— нетрадиционные объекты (селекционные достижения, ноу-хау).

Предметом гражданского оборота выступают не названные объекты, а права на них.

Интеллектуальные права – виды прав нарезультаты интеллектуальной деятельности.

Исключительные права – право автора осуществлять действия…

Реклама – использование средств массовой информации для распространения сведений о фирме, товарах.

Авторское право – страницы 68-70.

Страница 71: задания 1,2, 3, 4,5,6.

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-pravo-sobstvennosti-i-ego-vidi-500015.html

Практикум по теме лекции 22: План семинара Собственность как экономическая категория и основа

План по теме собственность

План семинара Собственность как экономическая категория и основа экономической системы. Трактовка собственности в разных экономических школах. Формы собственности.

Трансформация форм собственности.

Приватизация и разгосударствление. Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад Что такое «пучок прав собственности»? Перечислите права, входящие в «пучок», и назовите автора этой концепции. Растолкуйте тезис: собственность – это прежде всего социальное, а не природное явление. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле. Как вы думаете, почему эволюционные или революционные преобразования экономических систем всегда начинаются с отношений собственности? Некоторые авторы различают трудовую и нетрудовую формы частной собственности. Первая существует на основе предпринимательской деятельности. Вторая возникает при получении имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг и иных источников. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Дайте характеристику наиболее распространенным формам коллективной собственности, предусмотренным законодательством России. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры. Всегда ли переход от одной формы собственности к другой происходит революционным (насильственным) путем? К революционному или эволюционному пути трансформации собственности вы отнесете проведенную в нашей стране приватизацию? Какую цель преследовала приватизация? 10. В мировой практике известны две формы проведения приватизации: а) бесплатная передача государственного имущества; б) продажа государственного имущества. Кому выгодна каждая из этих форм? 11. Является ли акционирование приватизацией? Выберите правильные ответы 1. Собственность – это: а) природное явление; б) социальное явление; в) отношение человека к вещи; г) сама вещь. 2. Разграничьте субъекты и объекты собственности: а) фирма; б) дачный участок; в) государство; г) управляющий банком; д) члены домашнего хозяйства; е) автомобиль; ж) производственное здание; з) денежные средства; и) научное открытие; к) земля. 3. Право общей собственности предполагает: а) определение доли каждого из собственников в праве собственности; б) отсутствие выделения доли каждого из собственников в праве собственности. 4. Акционерная собственность образуется путем: а) слияния капиталов; б) выпуска и реализации акций; в) расширения производства. 5. «Пучок прав собственности» предполагает: а) право на исключение из доступа к ресурсам других агентов; б) право на получение ресурса; в) право на получение дохода от ресурса; г) право на передачу всех предыдущих полномочий; д) все перечисленные права. Вопрос на засыпку Существует ли в России закон, ограничивающий количество и стоимость имущества? Разберитесь в ситуациях 1. Допустим, вы имеет долю в создании, функционировании и прибылях супермаркета. В чем состоят ваши права и обязанности? а) Должны ли вы участвовать в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и хранению? б) Каким образом распределяются доходы от использования общего имущества (в соответствии с вашей долей или как-нибудь иначе)?

в) Имеете ли вы право владеть и пользоваться частью общего имущества, соразмерной вашей доле.

Если это невозможно, будете ли вы требовать компенсации? г) Можете ли вы по своему усмотрению передать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю? д) Имеют ли остальные участники долевой собственности преимущественное право на выкуп вашей доли? 2. Процесс приватизации привел к: а) разделу государственной собственности (да, нет); б) укрупнению государственной собственности (да, нет); в) перераспределению средств между отраслями тяжелой и легкой промышленности в пользу последней (да, нет); г) концентрации капитала в сфере услуг и в торговле (да, нет); д) «самозахвату» функций распоряжения землей и природными ресурсами предприятиями топливно-энергетического комплекса и другими структурами (да, нет); е) получению внешнеторговыми фирмами прибылей, возникших за счет либерализации внешней торговли (да, нет). 3. В процессе приватизации в России большая часть государственной собственности перешла к: а) аутсайдерам; б) инсайдерам; в) теневому капиталу; г) ушла за границу. Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе Проанализируйте ситуацию Предположим, что ваша семья сдала в аренду на один год дачный участок. Какие права (владение, пользование, распоряжение, присвоение) приобретает на этот срок арендатор и какие из них сохраняются за вашей семьей? Напишите реферат на выбранную тему Реформирование советской экономической системы в 50-80-е гг. ХХ в. Экономическое реформирование России в трудах Д. И. Менделеева (Менделеев Д. И. К познанию России. 5-е изд. СПб., 1907). Роль и значение государственной собственности. Формы и методы разгосударствления и приватизации. Интеллектуальная собственность и проблемы ее реализации. Познакомьтесь с книгой П. М. Коловангина и Ф. Ф. Рыбакова «Экономическое реформирование России в ХХ веке». СПб., 1996. Сделайте доклад по главе II «Изменение отношений собственности – основа экономического реформирования России». Сочините экономическое эссе на любую из тем «В стране, которой хорошо правят, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства» (Конфуций, V в. до н. э.). «Легко в России богатеть, а жить трудно» (Савва Морозов, предприниматель и меценат). «Собственность разъединяет людей. Богачи, середняки и бедняки – это реалии рыночной экономики. Вся проблема в том, сколько первых, вторых и третьих» (А. Казаков, экономист).

Источник: https://uchebnik-ekonomika.com/teoriya-economiki/praktikum-teme-lektsii20678.html

Адвокат Еремин
Добавить комментарий