Президент франции полномочия

Центральные органы государственной власти – президент Франции. Полномочия французского Президента

Президент франции полномочия

Центральные органы государственной власти, в принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преимуществе исполнительной власти по отношению к законодательной.

Центральная исполнительная власть – не особенно удачный термин, поскольку эти органы не только исполняют законы, но являются и основным двигателем государственного механизма, предлагая парламенту принятие каких-либо мер; эти органы обладают самой полной информацией о положении дел внутри страны и за рубежом.

В Пятой республике к числу таких органов относятся Президент республики и правительство.

Эти два органа не являются совершенно отделенными друг от друга; правительство, заседающее в статусе Совета министров находится под председательством Президента республики, который, следовательно, составляет часть этого Совета.

Однако, Президент и правительство конституируются разными способами, имеют различную продолжительность полномочий и весьма разные права.

Соотношение этих полномочий в различные периоды Пятой республики было весьма различным и зависело от партийного состава Национального собрания.

Например, с 1986 по 1988 гг. большинство мест в нижней палате парламента принадлежало правым буржуазным партиям, которые были политическими противниками президента – социалиста Ф.Миттерана. Такое же положение сложилось и после выборов в Национальное собрание в 1993 г.

В такие периоды Президент обладает точно очерченными в конституции полномочиями; если же в Собрании большинство мест занимают сторонники Президента, то его фактическая власть возрастает – Президент может предлагать меры, входящие в собственную компетенцию правительства.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. Институт президента прошел значительную эволюцию, на понимание роли Президента накладывает отпечаток и личность обладателя этого поста.

В соответствии со статьей 19 конституции формально-юридические полномочия Президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра, а в случае необходимости и ответственных министров.

Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19 (например, без контрассигнации назначается премьер-министр).

Президенту принадлежат весьма важные обязанности по наблюдению за установленным конституционным правопорядком. Содержащаяся в ст.

5 основного закона формула о наблюдении Президентом за соблюдением конституции и об обеспечении своим арбитражем нормального функционирования государственных органов и преемственности государства давно была оставлена, и высказывания всех президентов не оставляют сомнений в их собственном каждый раз понимании духа и буквы основного закона. Влияние Президента на такое понимание проявляется и в косвенной форме – путем назначения трех членов в высшей орган конституционной юстиции – в Конституционный совет.

Наиболее важным личным полномочием французского Президента (наряду с использованием ст. 16 конституции) является право роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями: 1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения (ст.

16 конституции); 3) временным президентом республики, т.е. председателем Сената, замещающего вакантную должность главы государства до избрания нового президента. Роспуск всегда производится в благоприятный момент; вновь избранный Президент, если он получает «в наследство» враждебный ему парламент также использует это оружие. Свое право использовал Ф.Миттеран в 1981 г.

и с меньшим успехом в 1988 г. Роспуск Национального собрания может применяться и как средство вывода страны из национального кризиса (в 1968 г. Ш. де Голль распустил Собрание). Однако, использование этого права всегда связано с риском для Президента, и применение этого права во многом зависит от популярности среди населения главы государства.

О праве Президента проводить национальный референдум на основании ст. 11 конституции мы уже говорили.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение.

Статья 16 конституции позволяет Президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, во время осуществления которой он принимает все меры, которые, по его мнению, диктуются обстоятельствами.

Важнейший инструмент в реализации политической функции государства, не имеющий аналогов во французской конституционной истории, эта статья стала «оружием политической борьбы»*.

Правда, в статье оговариваются два условия введения такого положения, при одновременном совпадении которых такое положение может быть введено.

Первое – должно наличествовать одно из четырех требований, а именно: серьезная и непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных обязательтсв.

Второе – должно быть нарушено нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и глава государства не может ее вводить тогда, когда он этого хочет.

Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, а также весьма призрачный контроль за Президентом в это время делает право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в его арсенале.

Сам момент введения такого положения не контролируется; глава государства лишь обязан получить «официальную консультацию» у премьер-министра, председателей парламентских палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Полученные «мнения» названных лиц не являются обязательными.

Сдерживающим органом по букве основного закона должен был бы стать парламент, который собирается по праву. Практически он не обладает контрольными функциями (правом отменять акты Президента, например), хотя и может высказываться по этим актам. Правда, парламент в это время не может быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене Президента в Высокую палату правосудия.

Понятие государственной измены весьма расплывчато и не существует официального толкования этого термина. Свободной интерпретации конституционных положений способствуют употребляемые в них выражения. Так, понятие «нормальное функционирование конституционных государственных органов» весьма эластично и может пониматься весьма широко. В 1961 г.

такое «нормальное функционирование» было прервано лишь на одной части территории (в Алжире), но чрезвычайное положение было введено и в метрополии. Более чем дискуссионным явилось применение этого положения в течение 5 месяцев и 8 дней, хотя «нормальное функционирование» властей было восстановлено в Алжире через несколько дней.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников; лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров. Президент – глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Чрезвычайно важным является не урегулированное конституцией право Президента вводить в действие стратегические ядерные силы. Это право было предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г.

В области международных отношений Президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов правительства. Президент информируется о всех переговорах, ведущих к заключению соглашений, не требующих ратификации.

Наиболее ярким примером роли Президента во внешнеполитической области явился выход Франции из военной организации НАТО в 1966 г., осуществленного по личной инициативе Ш. де Голля, без ведома парламента.

В судебной области Президент – обладатель традиционного права главы государства – права помилования. Президент находится на вершине судебной власти, являясь «гарантом» ее независимости (ст. 64 конституции).

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации премьер-министра или министров, также весьма значительна.

Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике Президент Франция обладает большими правами, чем то следует по букве закона. Так, он принимает решения в областях, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте имеется «одноцветное» с Президентом большинство.

Президенты обычно расширительно толкуют статью 13 конституции и присвоили себе право подписывать регламентарные акты, не рассматривавшиеся в Совете министров.

Эти акты, имеющие нормативное значение, регулируют важные стороны государственной деятельности – полномочия некоторых членов правительства, статус военнослужащих, организацию обороны, статус супрефектов, членов административных судов и др.

Президент порою открыто вторгается в компетенцию премьер-министра. Так, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции Президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, достигающий несколько сот человек. В состав аппарата входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб лично назначаются Президентом.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/2-9-99-konstitucionnoe-pravo/30.htm

Особенности исполнительной власти

Президент франции полномочия

Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент Республики наделён обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами.

Наиболее существенные права президента включают: назначение премьер-министра, досрочный роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат).

Президент является верховным главнокомандующим, председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну на международной арене, ведёт переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Президент Республики вправе по собственной инициативе ввести в действие механизм ст.

16 конституции, предусматривающий использование чрезвычайных полномочий, запросив перед этим мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета (в настоящее время во Франции все чаще звучат призывы к отмене данного механизма, который несколько раз использовал только генерал де Голль). Президент Республики обладает многочисленными иными полномочиями, имеющими существенное значение, но осуществляет их совместно с другими государственными органами.

Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти: он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Президенту принадлежит право помилования. Более того, президент является гарантом судебной власти.

Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым анием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.

Президент избирается прямым всеобщим анием по одномандатной (униноминальной) мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет с правом переизбрания. В соответствии с этой системой, избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство избирателей в первом туре ания.

Это значит, что кандидат, получивший свыше 50 % избирателей, участвовавших в ании, при условии явки на выборы не менее 25 % избирателей получает президентский мандат. В случае необходимости проведения второго тура выборов баллотируются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число избирателей.

Кандидат, получивший большинство во втором туре, занимает президентский пост.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства.

В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики.

Правительство одновременно остаётся высшим органом управления, намечая и осуществляя меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Правительство является главным финансовым распорядителем, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооружённые силы. Данные полномочия перечислены в ст.

20 конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства. Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров Республики.

Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства под руководством премьер-министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случаев Основной закон не проводит чёткого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином «правительство». Так, конституция (ст.

 49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при этом Президента Республики, не несущего парламентской ответственности. В то же время премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров.

В данном же случае участие президента является необходимым условием, так как Совет министров собирается только под его председательством.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост: Президент Республики назначает премьер-министра и, по его представлению, других членов правительства. Однако, поскольку существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.

Конституция 1958 года года отмечает особое положение премьер-министра среди других министров: он руководит деятельностью правительства, несёт ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначения на которые производит президент.

Во Франции не существует фиксированного в конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.

←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1734.html

The Local: в случае победы на выборах Макрона ждут большие проблемы

Президент франции полномочия

Если на президентских выборах во Франции победит Эммануэль Макрон, то он может превратить страну в парламентскую республику, какой она и должна быть по конституции, но, по сути, никогда не была

РИГА, 31 мар – Sputnik. Победа Эммануэля Макрона на президентских выборах во Франции может изменить политическую систему страны, рассказывает эксперт по французской политике Ариана Богейн изданию The Local.

Эммануэль Макрон возглавляет предвыборную гонку во Франции и, вполне возможно, станет новым президентом страны после выборов в мае. Однако сможет ли он действительно управлять страной? Это странный вопрос, но нюансы французской политики могут доставить Макрону немало неприятностей.

Царствует, но не правит

Хотя конституция Пятой республики, созданная Шарлем де Голлем в 1958 году, расширила полномочия президента, она не позволила ему управлять страной.

У президента есть только несколько полномочий, не требующих одобрения премьер-министра: он может назначить премьер-министра, распустить нижнюю палату парламента — Национальную Ассамблею, назначить референдум и стать «временным диктатором» в чрезвычайных случаях во время угрозы для нации. Также президент может назначить троих судей в Конституционный совет и направлять законы на рассмотрение совета.

Это все важные полномочия, но, как ни крути, они не означают управления государством.

Без участия премьер-министра президент не может предлагать законопроекты, добиваться их принятия в парламенте, а затем их исполнения. Лучше всего роль президента описывает слово «рефери».

Он может наблюдать за работой чиновников и вмешиваться, когда что-то идет не так, к примеру, в случае конфликта премьер-министра или парламента. 

Тогда почему же все считают должность президента Франции такой важной? Если коротко, то конституция никогда не исполнялась по-настоящему, в этом и состоит адская красота французской политики. Страна, которая с 1789 года не могла создать сильное парламентское большинство, с 1962 года делает это регулярно. И когда президент принадлежит к партии большинства, все карты у него на руках.

Прямые выборы президента, введенные в 1962 году, заставили политические партии измениться. Целью каждой партии стало выиграть президентские выборы, а затем поддерживать своего кандидата, если он победит.

Любой премьер-министр, противостоящий президентскому большинству в парламенте, знает, что не может возражать президенту, не рискую отставкой, а члены парламента понимают, что победа президента на выборах означает грядущую победу его партии.

Иногда, впрочем, парламентское большинство противостоит президенту, и тогда обнажается истинная слабость его мандата. Если премьер-министр принадлежит к другой партии, то он может проводить свою политику, не подчиняясь указаниям президента, зная, что парламент его поддержит.

Нет такой партии

Макрон может выиграть выборы, но не получить парламентского большинства – скорее всего, победит правая партия республиканцев, либо несколько партий создадут против него парламентскую коалицию. Но, скорее всего, ни у одной партии не будет перевеса, и Макрону придется создавать необходимое парламентское большинство самостоятельно.

Проблема в том, что у Макрона нет собственной партии, только политическое движение «Вперед», у которого нет ни отделений в провинции, ни мест в парламенте, ни опыта участия в парламентских выборах, при том, что хороший результат на президентских выборах не всегда превращается в места в парламенте. Хороший пример этому – центрист Франсуа Байру, который сейчас поддерживает Макрона. На выборах 2007 года Байру получил 19% , однако месяц спустя его партии досталось только три места в парламенте.

Как же Макрон получит вожделенное большинство без сильной партии за спиной? Возможно, он объединит правый центр и левый центр и, может быть, выторгует поддержку социалистов, хотя левое крыло партии вряд ли на это согласится.

Однако даже если Макрон сможет выкроить себе большинство, он не всегда будет в состоянии рассчитывать на его поддержку.

Впрочем, другие кандидаты могут столкнуться с той же проблемой – к примеру, Национальный Фронт, партия Марин Ле Пен, вряд ли получит больше, чем несколько мест в парламенте.

А, может быть, Макрон окажется настоящим радикалом, восстановит уважение к конституции и станет просто рефери, как ему и положено. В таком случае, это будет самым большим сюрпризом этой удивительной предвыборной кампании.

Источник: https://lv.sputniknews.ru/world/20170331/4325936/makron-prezidentskie-vybory-francija.html

Елисейский дворец: какие полномочия получит новый президент Франции

Президент франции полномочия

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проать во втором туре президентских выборов.

От их решения зависит, кто из двух кандидатов — лидер движения «На марше» Эмманюэль Макрон или председатель «Национального фронта» Марин Ле Пен — одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации «сосуществования».

Нынешние выборы президента — одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент — Франсуа Олланд — отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления.

До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды — в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду.

Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания — в 1981 году Валери Жискар-д'Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два «внесистемных кандидата». Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии «Республиканцы» — еще одной системообразующей политической силы во Франции — также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего ания во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной — президентско-парламентской — формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции.

Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, — коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил — одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи.

В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. «Это — независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе», — заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике.

Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание — нижнюю палату парламента.

Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала «малые партии» шансов на представительство в Нацсобрании.

Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку «Национальный фронт» на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых.

Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение «На марше», созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций.

Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной.

Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте.

Возможно даже возвращение практики «сосуществования» представляющих разные партии президента и парламентского большинства.

Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством.

Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

Источник: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4237665

Франсуа Олланд, худший президент Франции с 1958 года

Президент франции полномочия

«Месье Нормальность» превратился в «Месье Слабак»

Работники металлургических предприятий французского городка Флоранж были явно вне себя от негодования, когда изготавливали макет надгробной плиты с надписью: «Предательство! Здесь покоятся обещания, которые Ф.

Олланд дал рабочим и их семьям 24 февраля 2012 года. От сталеваров области Лотарингия».

Понять их разочарование не трудно: в конце апреля впервые за сто лет бесперебойной и беспорочной службы доменные печи сталелитейных заводов были погашены.

В компании мультимиллиардера Лакшми Миттала, которой принадлежат эти производственные мощности, подсчитали, что плавить металл здесь невыгодно, есть места, где норма прибыли существенно выше. Тем самым, заступничество Франсуа Олланда в ту пору, когда он вел предвыборную кампанию и нуждался в голосах сталеваров Лотарингии, обернулось пшиком.

Прошел год, как первый за последние 20 лет президент-социалист обосновался в Елисейском дворце. Будучи еще кандидатом на высший пост, Ф.Олланд позиционировал себя как политика, символизирующего собой перемены, естественно, перемены к лучшему, и обещал, пусть и в осторожных выражениях, вывести страну из зоны социально-экономической турбулентности.

Однако «Господин нормальность», как Олланд именовался в ходе кампании по совету политтехнологов, чтобы противопоставить себя голливудскому гламуру своего идейного оппонента и предшественника Николя Саркози, недооценил степень ненормальности поразившего всех кризиса.

Циклический сбой в функционировании рыночной системы хозяйствования, начавшийся в США, принял как глобальный, так и затяжной характер. Более того, оказавшись в роли главы Пятой республики – президентской по форме правления, а значит, получив огромные полномочия, Ф.

Олланд стал пользоваться тем же инструментарием, что и Н.Саркози.

На что в своём язвительном комментарии газета «Монд дипломатик» заметила: «Почему предпринятое левой властью повышение НДС не может иметь такого же негативного эффекта, как это было после аналогичной меры правых?»

Объявив своим злейшим врагом финансовую олигархию, что не могло не привлечь к нему симпатии всех думающих французов, Ф.Олланд был вынужден действовать по традиционной монетаристской схеме: сокращать государственные расходы и повышать налоги для пополнения казны.

Чудодейственного эффекта эти меры за первый год не принесли. Весной выяснилось, что нужно изыскать возможность ужать расходную часть бюджета еще на 5 миллиардов евро. Бизнес начинает лихорадить. Вслед за сталелитейным заводом во Флоранже может остановиться сборочный конвейер в парижском пригороде Олне-су-Буа, принадлежащий второму крупнейшему в Европе автомобильному концерну «Пежо-Ситроен».

Нервничают бизнесмены и состоятельные буржуа. Попытка кабинета Олланда (он как-то признался, что недолюбливает богатых) ввести 75-процентный налог на доходы свыше миллиона евро (см. «Жерар Депардье выбрал свободу.

Фискальную», №1(73), 2013) была признана незаконной Конституционным судом. Но это оставило горькую оскомину, вбросив в общенациональный дискурс взрывоопасную тему классового расслоения общества.

Тем временем безработица перевалила допустимый среднестатистический европейский уровень в десятину и составила 11,5%.

«Когда вы находитесь на левом краю политического спектра, опасно воодушевлять красивыми мечтами избирателей, зная, что на дворе экономический кризис», – растолковывает цугцванговую ситуацию, создавшуюся для Ф.Олланда, Брюно Котрэ, преподаватель престижного Института политических исследований Парижа (Sciences Po).

Едва ли французы, трепетно относящиеся к тому, что они в старорежимном стиле, но вполне оправданно считают «завоеваниями трудящихся», испытывают прежние добрые чувства к Ф.Олланду и его кабинету после того, как этими вроде бы политиками левых взглядов было принято «соглашение о конкуренции и рабочих местах».

Это документ отвечает интересам «патронов», то есть хозяев частных предприятий, поскольку облегчает собственникам задачу извлечения максимальной прибыли.

Благодарю этому соглашению, они могут с меньшей оглядкой на законы о защите труда и профсоюзы увеличивать рабочую неделю, сокращать зарплату и перебрасывать в зависимости от «производственной необходимости» своих работников с одного предприятия на другое.

Подлили масла в огонь и скандалы в благородном социалистическом семействе. То министр финансов Жером Каюзак был уличен в мошенничестве: прятал от налоговых органов свои доходы на секретных счетах в швейцарских банках (см. «Запоздалое признание французского министра», №4(76), 2013).

То в публичную перебранку вступили госпожа Сеголен Руаяль, видный член соцпартии и бывшая гражданская жена Франсуа Олланда (у них – четверо детей), и Валери Триервейлер, нынешняя опять же гражданская подруга президента, де-факто исполняющая роль первой дамы Франции (см.

«Козырные дамы», №2(63), 2012).

Поговаривают, что именно Валери убедила Франсуа накануне избирательной кампании сбросить вес, приучила его к более изящным костюмам, отточила и отполировала его манеры. Сама Валери это отрицает, что в любом случае неглупо.

Сейчас бывшая и нынешняя компаньонки месье Олланда не нашли лучшего применения своему свободному времени, как скрестить шпаги.

И хотя французы относятся к такому прилюдному полосканию белья вполне терпимо, уважения к объектам таких экспозе это не прибавляет.

В итоге, каких только обидных прозвищ не заслужил президент-социалист. Столичный журнал «Экспресс», разобрав на 15 страницах итоги его правления за двенадцать месяцев, вывел свой нелестный приговор: «Месье Нормальность» превратился в «Месье Слабак» (см. «Франсуа Олланд по имени Нормальность», №6(67), 2012).

Лондонская газета «Обсервер» также отмечает, что Ф.Олланда слишком уж часто упрекают за нерешительность – «в стиле Гамлета, принца датского», что только «множит его печали».

Стоило президенту в телеинтервью обмолвиться, что у него под рукой есть «ящик с инструментами» для решения кризиса, как появились карикатуры, где он изображен в виде водопроводчика, над которым нависло гигантское цунами.

В самом начале президентства ряд советников подсказывали Ф.Олланду взять на вооружение прием Уинстона Черчилля, мол, ничего не могу вам обещать, сограждане, кроме «крови, пота и слез».

Замечу, что в такой же стилистике действовала и Маргарет Тэтчер, унаследовавшая страну в состоянии полураспада: прежде чем станет хорошо, говаривала она тоном классной дамы, станет плохо (не уточняя, правда, всем ли в итоге станет хорошо).

Совет оказался невостребованным. «Месье Нормальность» был против как «агрессивного, так и алармистского тона», поясняет отказ перенять традицию соседей через Ла-Манш редактор отдела политики журнала «Нувель обсерватёр» Сильвен Кураж.

Как следствие, сегодня в кулуарах президентского дворца Франсуа Олланда за глаза называют «pépère» – «дедушка». Политолог Кураж раскрывает особенность менталитета французов в их отношении к политическому лидерству: «Они отвергают все виды правления, но при этом они не могут без власти.

Мы убивали своих королей, но при этом всегда искали себе нового короля».

Незаметно возникли трения и внутри верхушки соцпартии. Влиятельные министры кабинета, такие как Арно Монтебур и Бенуа Амон, все громче требуют отказаться от политики сокращения расходов и затягивания поясов. Альтернатива, которую озвучивал неоднократно и сам Ф.

Олланд, – более интервенционистская политика со стороны государства для стимулирования экономики.

Похоже, останавливают два момента: с одной стороны, накачивание инвестициями даже наиболее перспективных отраслей, своего рода локомотивов роста, почти всегда чревато последствиями, в частности, инфляционной спиралью и падением реального уровня жизни.

С другой стороны, переход к иной методике преодоления кризиса означал бы нарушение духа и буквы «пакта солидарности» внутри Евросоюза.

Не случайно Бенуа Амон в интервью «Обсервер» прямо обвинял Германию в том, что она-де «единственная страна, ратующая за режим жесткой экономии», хотя большинству тех, кто принимает решения в ЕС, уже ясно, что это «никак не отразится на сокращении безработицы в Европе».

Действительно, германский рецепт оздоровления экономики Европы, в том числе и продемонстрированный в случае командно-административной попыткой экспроприировать часть банковских вкладов на Кипре, пока не приносит заметных успехов.

Это означает, что приближается момент истины, когда социалистам во главе с Франсуа Олландом придется сделать трудный выбор: либо продолжать из чувства солидарности в рамках ЕС ужимать расходы, тем самым обезвоживая каналы стимулирующих инвестиций, а значит, не создавать новых рабочих мест, либо взбунтоваться.

Фредерик Вебер, профсоюзный деятель из области Лотарингии, хотел бы напомнить «президенту всех французов», как обычно хотят представить себя хозяева Елисейского дворца, что если тот не предложит разумную программу выхода из кризиса, то разочарование избирателей достигнет критической массы.

Эта фрустрация, намекает профсоюзник, проявится в следующий раз в том, что граждане не выберут ни левых, ни правых, а доверятся третьей силе, то есть продолжающим набирать очки националистам. «И тогда границы Европы снова закроются, – предупреждает Ф.Вебер.

– Франсуа Олланду пора становиться лидером».

Совет не сильно практичный, поскольку хозяин Елисейского дворца и без того знаком с результатами последних опросов: всего за один год его рейтинг популярности упал с 65% до 25%, превратив его в самого малоуважаемого президента Пятой республики, то есть с 1958 года.

Это само по себе – исторический феномен, требующий вдумчивого анализа.

В первом приближении, банкротство политика вроде бы понятных и симпатичных убеждений заставляет предположить, что происходит дискредитация всех мейнстримовских партий и их лидеров, оказавшихся неспособными предложить устраивающую молчаливое, но сейчас не молчащее большинство не просто способ выхода из кризиса, но и новую модель развития для старейшего цивилизационного центра мира.

Владимир МИХЕЕВ

Источник: http://alleuropa.ru/?p=4841

Адвокат Еремин
Добавить комментарий