Требования к оформлению распоряжения

Требования к оформлению распоряжения о проведении проверки

Требования к оформлению распоряжения

10.Мероприятия по надзору проводятся наосновании соответствующего распоряженияруководителя (заместителя руководителя)Службы или руководителя (заместителяруководителя) территориального органаСлужбы (приложение №4).

11.Распоряжение состоит из констатирующейи распорядительной частей.

Вконстатирующей части указываютсяоснования для издания распоряжения:

-для плановых мероприятий – утвержденныйплан проверок;- для внеплановых мероприятий– основания, предусмотренные настоящимрегламентом.

Враспорядительной части указываются:

-номер и дата распоряжения о проведениимероприятий по надзору;- наименованиетерриториального органа Службы илиуказание на то, что мероприятие понадзору осуществляется Службой;-должность, фамилия, имя и отчестводолжностного лица, которому поручаетсяпроведение проверки, а в случае назначениякомплексной проверки – должности,фамилии, имена и отчества руководителяпроверки и должностных лиц, входящих всостав группы;- наименование юридическоголица или фамилия, имя и отчествоиндивидуального предпринимателя безобразования юридического лица, вотношении которого назначаютсямероприятия по надзору, а также егоюридический адрес (адрес его фактическогоместонахождения);- цель, задачи и предметпроведения мероприятий по надзору;-сроки проведения мероприятий по надзору;-подпись руководителя (заместителяруководителя) Службы или руководителя(заместителя руководителя) территориальногооргана Службы, утвердившего распоряжение,с указанием его фамилии;- иные сведения,предусмотренные законодательствомРоссийской Федерации.

12.

Блок-схема Административных процедурпо осуществлению в установленном порядкепроверки (надзора) за деятельностьююридических лиц, индивидуальныхпредпринимателей без образованияюридического лица и физических лиц,проводящих экспертизы, обследования,исследования, испытания, оценку, отборпроб, образцов, досмотр и осмотр, посещениеподконтрольных субъектов и объектов,выдачу заключений, а также иные работыв установленной сфере деятельностиприведена в приложении №6 к настоящемуРегламенту.

Положениео Федеральной службеповетеринарному и фитосанитарному надзоруутв.постановлениемПравительстваРФ от 30 июня 2004 г. N 327

Федеральнаяслужба по ветеринарному и фитосанитарномунадзору (Россельхознадзор) являетсяфедеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции поконтролю и надзору в сфере ветеринарии,обращения лекарственных средств дляветеринарного применения, карантина изащиты растений, безопасного обращенияс пестицидами и агрохимикатами,обеспечения плодородия почв, обеспечениякачества и безопасности зерна, крупы,комбикормов и компонентов для ихпроизводства, побочных продуктовпереработки зерна, земельных отношений(в части, касающейся земельсельскохозяйственного назначения),функции по защите населения от болезней,общих для человека и животных.

II.Полномочия

5.Федеральная служба по ветеринарному ифитосанитарному надзору осуществляетследующие полномочия:

5.1.осуществляет надзор:

5.1.1.в установленных законодательствомРоссийской Федерации случаях заюридическими и физическими лицами,проводящими экспертизы, обследования,исследования, испытания, оценку, отборпроб, образцов, досмотр и осмотр, посещениеподконтрольных субъектов и объектов,выдачу заключений, а также иные работыв установленной сфере деятельности;

5.1.2.за безопасным применением пестицидови агрохимикатов;

5.1.3.за использованием селекционныхдостижений;

5.1.4.за безопасностью лекарственных средствдля животных, кормов и кормовых добавок,изготовленных из генно-инженерно-модифицированныхорганизмов, на всех стадиях производстваи обращения;

5.2.выдает:

5.2.1.лицензии на отдельные виды деятельностив области племенного животноводства,элитного семеноводства, деятельностьпо хранению зерна и продуктов егопереработки;

5.2.2.лицензии на проведение мероприятий поакклиматизации, переселению и гибридизации,на содержание и разведение объектовживотного мира, отнесенных к объектамохоты, и водных биологических ресурсовв полувольных условиях и искусственносозданной среде обитания;

5.2.3.разрешения на изъятие объектов животногомира, отнесенных к объектам охоты, илицензии на пользование объектамиживотного мира, отнесенными к объектамохоты, и водными биологическими ресурсами;

5.2.4.разрешения (включая введение и отменуограничений) на ввоз в РоссийскуюФедерацию и вывоз из Российской Федерации,а также на транзит по ее территорииживотных, продукции животногопроисхождения, лекарственных средств,кормов и кормовых добавок для животных,подкарантинной продукции (далее -поднадзорные грузы);

5.2.5.иные разрешения и свидетельства вустановленных законодательствомРоссийской Федерации случаях;

5.2.6.удостоверения на право охоты в соответствиис законодательством Российской Федерации;

5.3.регистрирует объекты надзора вустановленной сфере деятельности;

5.4.проводит в установленном порядкеконкурсы и заключает государственныеконтракты на размещение заказов напоставку товаров, выполнение работ,оказание услуг для нужд Службы, а такжена проведение научно-исследовательскихработ для иных государственных нужд вустановленной сфере деятельности;

5.5.

осуществляет контроль за соблюдениемтребований законодательства РоссийскойФедерации в сфере ветеринарии и карантинарастений на государственной границеРоссийской Федерации (включая пунктыпропуска через государственную границу)и на транспорте, включающих требованияпо обеспечению охраны территорииРоссийской Федерации от заноса изиностранных государств и распространениязаразных болезней животных, вредителейрастений, возбудителей болезней растений,а также растений (сорняков) карантинногозначения, ввоза опасных в ветеринарно-санитарноми фитосанитарном отношении поднадзорныхгрузов, в том числе:

5.5.

1.вносит в пределах своей компетенциипредложения об установлении и отменена территории Российской Федерации илисубъекта Российской Федерации карантинаи других ограничений, направленных напредотвращение распространения иликвидацию очагов заразных и массовыхболезней животных, вредителей растений,возбудителей болезней растений, а такжерастений (сорняков) карантинногозначения, устанавливает и упраздняеткарантинные фитосанитарные режимы изоны;

5.5.

2.издает индивидуальные правовые акты,касающиеся проведения обязательныхдиагностических исследований и вакцинацииживотных по противоэпизоотическимпоказаниям;

5.5.

3.принимает решения о проведении сортовогои семенного контроля в отношении посевови семян сельскохозяйственных растений;

5.6.осуществляет функции главногораспорядителя и получателя средствфедерального бюджета, предусмотренныхна содержание Службы и реализациювозложенных на нее функций;

5.7.осуществляет прием граждан, обеспечиваетсвоевременное и полное рассмотрениеустных и письменных обращений граждан,принятие по ним решений и направлениезаявителям ответов в установленныйзаконодательством Российской Федерациисрок;

5.8.обеспечивает в пределах своей компетенциизащиту сведений, составляющихгосударственную тайну;

5.9.обеспечивает мобилизационную подготовкуСлужбы, а также контроль за деятельностьюее территориальных органов по ихмобилизационной подготовке;

5.10.организует профессиональную подготовкуработников Службы и ее территориальныхорганов, их переподготовку, повышениеквалификации и стажировку;

5.11.взаимодействует в установленном порядкес органами государственной властииностранных государств и международнымиорганизациями в установленной сфередеятельности;

5.12.осуществляет в соответствии сзаконодательством Российской Федерацииработу по комплектованию, хранению,учету и использованию архивных документов,образовавшихся в процессе деятельностиСлужбы;

5.13.осуществляет иные полномочия вустановленной сфере деятельности, еслитакие полномочия предусмотреныфедеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента РоссийскойФедерации или Правительства РоссийскойФедерации.

Источник: https://studfiles.net/preview/5808990/page:6/

Порядок составления и оформления организационно-распорядительных документов (приказа, распоряжения, постановления и др.)

Требования к оформлению распоряжения

Как известно, руководство любой организации наделяется правом осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и, соответственно, издавать организационно-распорядительные документы независимо от организационно-правовой формы, характера и содержания деятельности организации, ее компетенции, структуры и др.

Основными видами организационно-распорядительных документов являются: приказ, указание, распоряжение, постановление, решение.

Приказ, указание, распоряжение — организационно-распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решений.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед предприятием.[2] Приказ содержит обязательные для исполнения предписания.

Назовем основные виды приказов:

  • приказы по общим вопросам, которые в свою очередь делятся на приказы по организационным вопросам (при создании, реорганизации или ликвидации структурных подразделений) и приказы по основной деятельности (при утверждении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, при введении новых стандартов, при изменении графика работы предприятия и др.);
  • приказы по кадрам и личному составу (эти приказы готовятся отделом кадров при назначении, освобождении, перемещении работников на должность, при уходе сотрудников в очередной отпуск и др. ).

Здесь представлены образцы оформления приказов.

В соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 6.30-2003 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» приказы выполняются на бланках организации.

Обязательными реквизитами приказа являются: наименование организации, название вида документа (ПРИКАЗ), дата (датой приказа является дата его подписания), регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Текст приказа состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • Констатирующая часть – в ней излагаются цели и причины издания приказа (могут быть перечислены факты, события, дана им оценка). Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках. В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.
  • Распорядительная часть – начинается со слова «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. Распорядительная часть излагается в повелительном наклонении, может состоять из пунктов. Каждый пункт нумеруется арабской цифрой, оформляется с «красной» строки.

Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ.[3]

Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. После подписания приказа не допускается введение каких-либо изменений в его текст.

Приказы по кадрам и личному составу хранятся в отделе кадров, остальные приказы хранятся в канцелярии.

Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем предприятия или его заместителем преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации (ключевые слова: «ОБЯЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ»).[2]

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций должностных лиц и граждан.[4]

Указание и Распоряжение во многом выполняются и оформляются по аналогии с приказами.

Постановление и решение, как документы, издаваемые в условиях коллегиального принятия решения

Постановления и решения издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Считается, что коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать наиболее важные вопросы деятельности.

На основе коллегиальности действуют федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации и органов местного самоуправления, комитеты и комиссии, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.[4]

Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами предприятий и учреждений в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности (ключевые глаголы «РЕШИЛ», «РЕШИЛИ», «РЕШИЛА»).[2]

Решение оформляется на бланке организации. Обязательными реквизитами Решения являются: наименование организации, название вида документа, дата и регистрационный номер документа, место составления или издания, заголовок к тексту, текст, подпись, визы согласования документа.

Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.[4]

Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным и принципиальным вопросам их деятельности.

Порядок составления и оформления постановлений в целом аналогичен порядку оформления решений. Различия заключаются в ключевых глаголах, отделяющих распорядительную часть от констатирующей: «ПОСТАНОВЛЯЕТ» или «ПОСТАНОВИЛИ».

Список использованных источников

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/delopr/delopr-11.html

Правила оформления распоряжений

Требования к оформлению распоряжения

Поскольку распоряжение является, по сути, правовым актом, правила оформления распоряжений необходимо знать, чтобы обеспечить юридическую силу этому виду управленческой документации. Как правильно оформить распоряжение руководителя рассказывается в статье.

Распоряжение и необходимость оформления этого документа

В документообороте предприятия важное место занимают распорядительные документы, к которым можно отнести, в том числе, приказ и распоряжение, оформление их производится по строго установленным правилам. Это вид документации, которая фиксирует принимаемые непосредственно руководителем управленческие решения, касающиеся производственных, административных и организационных вопросов деятельности компании.

И приказы, и распоряжения по своей сути являются правовыми актами.

С их помощью реализуется прохождение управляющих сигналов сверху вниз — от руководителя предприятия к структурным подразделениям и конкретным работникам, которых эти распоряжения касаются непосредственно.

В распорядительных документах содержатся конкретные предписания субъектов управления (руководства), подзаконные решения, обязательные для исполнения объектами управления. К объектам управления — адресатам распоряжений можно отнести:

  • филиалы и дочерние организации, находящиеся в прямом подчинении субъекта управления;
  • структурные подразделения предприятия;
  • конкретные должностные лица и работники.

Издание приказов и распоряжений — юридическое действие, устанавливающее конкретные административные отношения между субъектом и объектом управления, имеющие юридические последствия. Поэтому приказы и распоряжения оформляются по оговоренным правилам и порядку, чтобы обеспечить их юридическую значимость.

То, в каком случае необходимо издание приказа, а в каком — распоряжения, во-многом зависит от того, насколько крупным является предприятие.

На небольших предприятиях руководитель осуществляет функции единоличного исполнительного органа, на крупных — право подписи есть не только у него, но и у руководителей подразделений.

Поэтому в практической работе используется два подхода,представленных в таблице и учитывающих этот фактор.

На небольших предприятияхНа средних и крупных предприятиях
ПриказыРаспоряженияПриказыРаспоряжения
Издаются руководителем по основным задачам деятельности компанииИздаются руководителем по оперативным вопросам (например, по привлечению к сверхурочной работе и работе в выходные дни)Издаются руководителем и относятся к деятельности всего предприятия в целомИздаются руководителями структурных подразделений и касаются основных задач, выполняемых данным конкретным подразделением

Порядок оформления распоряжения

Издание распоряжения может быть  быть обусловлено необходимостью:

осуществления управленческих функций, обусловленных стоящими перед предприятием тактическими и стратегическими задачами;

оптимизации производственных процессов и организационной структуры;

внесения изменений и дополнений в принятые ранее нормативно-правовые акты и решения вышестоящих органов, а также решения, принятые данной организацией с целью их актуализации и адаптации к реалиям и потребностям текущего момента.

Оформление распоряжения осуществляется в следующем порядке:

Справка

Аттестация работников образования в 2017 году будет добровольной и обязательной:

  1. Инициирование распоряжения, которое может происходить в плановом порядке, на основании поручения вышестоящего органа, по предложению линейных руководителей или отдельных специалистов. Документом, инициирующим оформление распоряжения может стать служебная записка, аналитическая или информационная справка, заключение к ней, служебное письмо.

  2. Сбор и анализ статистических данных и служебной информации, необходимой для подготовки управленческого решения. Это могут быть разного рода документация, в том числе, нормативного и правового характера, публикации в СМИ, архивные документы, статистические выкладки.

  3. Составление проекта распоряжения, как правило, поручается специалисту, в наибольшей степени компетентному в данном вопросе.

  4. Предварительное согласование проекта, анализ полученных замечание и предложений, при необходимости, внесение корректировок в текст распоряжения.

  5. Оформление распоряжения руководителя в соответствии с государственными стандартами и правилами оформления распоряжений, установленными локальным нормативным актом предприятия.

  6. Согласование проекта распоряжения, при необходимости, его доработка и учет внесенных замечаний;

  7. Подписание распоряжения руководителем предприятия или структурного подразделения, его регистрация в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

  8. Ознакомление исполнителей с текстом распоряжения.

Правила оформления распоряжения

Основным регламентом, требования которого необходимо соблюдать при оформлении распоряжений руководителя, является ГОСТ Р 6.30-2003, действие которого продлено до 1 июля 2018 года. Данным ГОСТом установлен состав обязательных реквизитов, которые должны быть указаны на специальном бланке, используемом для оформления этого документа:

герб Российской Федерации или субъекта РФ, логотип предприятия или его зарегистрированный товарный знак;

полное и краткое наименование предприятия;

справочные сведения об организации: ее банковские счета, юридический и электронный адрес, коды  ОКПО, КПП, регистрационный номер предприятия по ОГРН и его ИНН;

место составления документа;

наименование вида документа — «Распоряжение».

Кроме того, на специальном бланке должны быть предусмотрены ограничительные отметки, в которых будут расположены такие обязательные реквизиты, как дата и регистрационный номер, присваиваемый документу после его подписания.

Для оформления распоряжения используются бланки, напечатанные на стандартных листах бумаги формата А4. Верхняя и нижняя граница текста равны по 20 мм, правая — 10 мм, левая, используемая для подшивки, 30 мм.

В некоторых случаях, типовые управленческие решения могут оформляться на унифицированной форме № Т-1. Как правило, это приказы (распоряжения) о приеме на основную работу

Оформление текстовой части распоряжения

Важно соблюсти требования, предъявляемые к основному содержанию распоряжения. Оно должно состоять из двух смысловых частей.

В первой части кратко и последовательно излагается преамбула — объясняется, чем обусловлена необходимость издания данного документа, дается обоснование тех действий, которые будут предписаны.

В некоторых случаях, когда основанием для издания распоряжения стал законодательный или нормативный правовой акт, решение вышестоящей организации и т. п., в преамбуле необходимо дать на него ссылку.

В соответствии с тем, что послужило основание для издания и оформления распоряжения руководителя, преамбула может начинаться таким словами:

«Во исполнение…»;

За преамбулой следует распорядительная часть, которая начинается со слова «ОБЯЗЫВАЮ:» или «ПРЕДЛАГАЮ:», которое располагается посредине строки и пишется прописными буквами.

За этим словом следует перечисление предписываемых действий с указанием сроков исполнения, а также должностей, фамилий и инициалов исполнителей и тех, кто настоящим распоряжением назначается ответственным за своевременное исполнение данных действий.

Как правило, распорядительная часть содержит несколько пунктов, каждым из которых оговаривается какое-либо одно конкретное действие, его сроки и лица, отвечающие за контроль и своевременность исполнения.

Источник: https://www.sekretariat.ru/article/211003-qqq-17-m7-pravila-oformleniya-rasporyajeniy

Распоряжение: правила и особенности написания | Электронный помощник секретаря (ЭПС)

Требования к оформлению распоряжения

Распоряжение — это правовой акт, издаваемый руководителем компании (как частной, так и государственной) для решения преимущественно оперативных проблем и вопросов, касающихся деятельности предприятия, в частности исполнения определённых приказов, различного рода инструкций, документов, а также для доведения принятого нанимателем решения до сотрудников отдельных подразделений.

Такой акт издаётся по конкретному, узкому вопросу и никак не может противоречить действующей конституции и законодательству, указам президента страны.

Распоряжение не предполагает беспрекословного выполнения/подчинения, это лишь указание работникам наиболееподходящего варианта действий. То есть, в отличие от приказов, требующих полного подчинения, он подразумевает лишьсогласие.

Для исключения неверного толкования, в большинстве отечественных компаний приказы обладают такой же силой, как ираспоряжения: им необходимо подчиняться и строго выполнять всё указанное.
Каким может быть распоряжение?

Различаются следующие типы распоряжения:

• устное;

• письменное (предполагает акт, представленный в установленной письменной форме).

Письменное распоряжение может быть предъявлено не одному лицу, а группе работников. В последнем случае его ещёназывают циркулярным.
• нормативное (устанавливает задачи по применению какой-то конкретной формы и метода достижения результатов);

• индивидуальное (включает задачи по осуществлению определённого индивидуального действия, которые должны бытьвыполнены строго в установленные сроки с предоставлением руководителю компании соответствующего доклада).

Правила оформления распоряжения

Любое распоряжение нужно начинать с написания заголовка, который должен отражать краткую суть всего документа,отвечать на вопрос «о чём?» и содержать существительное в отглагольной форме (к примеру, «о начислении», «овыполнении» и т.д.).

Далее идёт основной текст, который зачастую включает две части, а именно:

• констатирующую;

• распорядительную.

Что касается первой, то здесь достаточно кратко излагается цель, причины публикации распоряжения, приводятся ссылки наопределённую документацию. Здесь же можно поместить выдержки из текста решения, принятого органами госуправления.

В большинстве случаев констатирующая часть начинается со слов «согласно..», «во исполнение..», «в соответствии с..»,«сцелью..» и оканчивается «приказываю:».

Что касается распорядительной части, то она может подразделяться на отдельные пункты/подпункты (обозначать их нужноарабскими цифрами). Каждый из них должен включать единственное поручение по одной проблеме, вопросу, здесь жеприводятся сроки исполнения (при наличии такой необходимости).

Если руководитель решает дать одному лицу несколько заданий, ему следует всего один раз указать в пункте ФИО исполнителя, при этом в подпунктах привести все требуемые поручения.

Когда распоряжение предполагает создание комиссии/группы, в приводимом составе на первом месте прописываетсяпредседатель, после него – заместитель, затем – остальные члены (их фамилии пишутся согласно алфавитному порядку внезависимости от занимаемой должности).

Если распоряжение изменяет/дополняет чем-то/отменяет какую-то изданную ранее документацию, в тексте должен иметьсясоответствующий пункт (с фразами «признать утратившим законную силу», «дополнить..», «внести изменения в..», сфиксацией даты принятия, номера, названия отменяемых документов).

Помимо всего перечисленного выше распорядительная часть, как правило, включает данные о лице, которое должноосуществлять контроль над исполнением распоряжения. К примеру, это может быть следующее: «контроль над исполнениемраспоряжения оставляю за собой» (когда руководитель сам планирует проверить выполнение распоряжения).

Если имеются отдельные поясняющие либо дополняющие текст распоряжения задания, их приводят в специальномприложении (на него должна иметься ссылка в основном тексте). При этом на первой страничке приложения вверху справауказывается дата, номер соответствующего распоряжения.

Подписывает распоряжение директор предприятия, его заместитель (если он обладает такими полномочиями). При этом подпись должна включать должность лица, непосредственно подпись, её расшифровку (фамилию и инициалы).

Распоряжения должны иметь порядковые номера в пределах календарного года.

Сроки хранения распоряжений:

— по деятельности предприятий в целом — от 10 лет до ликвидации предприятия (в случае, если предприятие является источником комплектования госархива, — постоянно);

— по административно-хозяйственным вопросам — 5 лет.

Образец распоряжения приведён ниже.

Источник: http://sekretar-eps.ru/?page_id=745

Распоряжения: порядок подготовки, оформления, издания

Требования к оформлению распоряжения
К числу документов, регулирующих трудовые отношения в учреждении, организации, на предприятии (далее — организация), Трудовой кодекс Республики Беларусь относит распоряжение. Так, ст. 54 ТК гласит, что при приеме на работу наниматель обязан оформить заключение трудового договора приказом или распоряжением; ст.

152 ТК установлено, что отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске.

Распоряжение как вид документа входит в систему организационно-распорядительной документации (ОРД). Согласно Государственному стандарту Республики Беларусь (СТБ) 6.38-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь.

Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» ОРД — это документация, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда. В системе ОРД выделяются подсистемы распорядительной, организационной и справочно-информационной документации.

Важнейшую роль в обеспечении процессов управления и организации управленческого труда играют документы распорядительные (приказы, распоряжения, указания, постановления, решения) и организационные (уставы, положения, инструкции, правила, структура и штатная численность, штатные расписания и др.).

Справочно-информационные документы (письмо, акт, справка, докладная записка и др.) содержат, главным образом, информацию, на основании которой принимаются управленческие решения; в них фиксируются результаты исполнения принятых решений.

Распорядительная документация — это совокупность распорядительных документов, издаваемых коллегиальными органами управления, а также руководителями государственных и негосударственных организаций в целях реализации возложенных на них функций.

В распорядительных документах в юридически значимой форме фиксируются основные управленческие решения.Самым распространенным распорядительным документом, издаваемым в большинстве организаций Республики Беларусь, является приказ. В ряде организаций вместо приказов издаются распоряжения, а в некоторых — и приказы, и распоряжения.

Итак, что же такое распоряжение, каковы требования к его подготовке и оформлению?

Сразу необходимо оговорить, что нормативные правовые акты в очень незначительной степени регламентируют вопросы издания, подготовки и оформления распоряжений (в отличие, например, от приказов).

Согласно Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах государственного управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь, утвержденной приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г. № 13 (далее — Примерная инструкция по делопроизводству), распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа государственного управления) или его заместителем для решения оперативных вопросов основной деятельности.

Как видно из определения, распоряжение издается для решения оперативных вопросов основной деятельности, что существенно сужает сферу применения этого вида документа при реализации распорядительных функций.

Это обусловлено тем, что решение основных задач организации, управляемой на основе принципа единоначалия, фиксируется в издаваемых ее руководителем приказах, а коллегиальные органы государственного управления вместо приказов принимают решения или постановления.

Другой принципиальной позицией, зафиксированной в определении, является то, что распоряжение издается руководителем организации или его заместителем единолично.Например, областные, районные и городские исполнительные комитеты, администрации районов в городах, являясь по статусу коллегиальными органами, принимают по основным задачам своей деятельности решения.

Совет Министров (также коллегиальный орган управления) принимает в этих целях постановления. Для решения же оперативных вопросов основной деятельности руководители этих коллегиальных органов (соответственно, председатели исполкомов, главы администраций в городах, Премьер-министр Республики Беларусь) единолично издают распоряжения.

Достаточно часто распоряжения издаются руководителями коллегиальных органов в соответствии с принятыми решениями и постановлениями, а также во исполнение нормативных документов и поручений вышестоящих органов. Рассмотрим примеры.

Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г.

№ 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь» утверждены образцы гербовых бланков документов государственных органов, а постановлением Совета Министров от 31 июля 2000 г.

№ 1172 утверждено Положение о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Например, в соответствии с этими нормативными правовыми актами председателем обл-исполкома может быть издано распоряжение, в котором будут определены должностные лица, осуществляющие контроль за выполнением требований Указа Президента и постановления Правительства, установлен порядок учета, хранения, выдачи и уничтожения соответствующих бланков в облисполкоме и т.п.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (33), октябрь 2003 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2003/10/352/

47) Назначение и требования к составлению и оформлению распорядительных документов (приказ, распоряжение, решение, постановление, протокол)

Требования к оформлению распоряжения

Кнаиболее распространённым видамраспорядительных докумен­тов,издаваемых в организациях различныхформ собственности, отно­сятсяпостановления, решения, приказы, указания.

Можновыделить следующие стадии подготовкираспорядительного документа: изучениесущества вопроса, подготовка проектадокумента, согласование документа,подписание. Для постановлений и решенийдобавляется стадия обсуждения и принятияэтих документов на заседа­нииколлегиального органа.

Текстраспорядительного документа чаще всегосостоит из взаимоза­висимых двухчастей —констатирующейираспорядительной.Конста­тирующаячасть является введением в существорассматриваемого воп­роса. Она призванаобъяснить, чем вызвана необходимостьраспоряжения.

В ней могут быть перечисленыфакты, события, дана оценка, Нередко вконстатирующей части дается пересказакта вышестоящего органа, во исполнениекоторого издается данный распорядительныйдокумент (чаще всего приказ). В этомслучае указываются вид акта, его автор,дата, но­мер, полное название (заголовок),т.е. приводятся все поисковые (ссы­лочные)данные.

Констатирующая часть необязательна,она может и от­сутствовать, если нетнеобходимости давать разъяснения.

Основнуюнагрузку в распорядительных документахнесет распоря­дительная часть, котораяизлагается в повелительной форме.

Взависимости от вида документа онаначинается словами: «постановляет»(«по­становил») — впостановлении;«решает» («решил») —врешении; «предлагаю» —враспоряжении;«приказываю» —вприказе. Вид распоряди­тельногодокумента предопределяет и характеризложения его текста.

Враспорядительных документах (приказ,распоряжение и т.д.) орга­низаций,действующих на принципах единоначалия,а также докумен­тах, адресованныхруководству организации, изложениетекста должно идти от первого лицаединственного числа («приказываю»,»предлагаю», «прошу»). Враспорядительных документах коллегиальныхорганов текст излагают от третьего лицаединственного числа («постановляет»,»решил»).

Слова«постановляет» («ПОСТАНОВИЛ»),»решает» («РЕШИЛ'), «предлагаю»,»ПРИКАЗЫВАЮ»печатаются прописнымибуквами или строчными в разрядку, т.е.

они зрительно выделяются и таким образомотделяют констатирующую часть документаот распорядительной. Рас­полагаютсяэти слова на отдельной строкепрямоот полей.

В постанов­лениях и решенияхперед словами«постановляет»и«решает»указы­ваетсяназвание коллегиального органа.

ПравительствоРоссийской Федерации постановляет

Коллегиярешает

Затемс новой строки с абзаца следует текстпостановляющей части. К формулировкамэтой части документа предъявляютсяособенно жес­ткие требования.

Онидолжны быть конкретными, не противоречитьпо смыслу ранее изданным распорядительнымдокументам, четкими, яс­ными, недопускающими различных толкований.

Вних рекомендуется избегать неконкретныхвыражений типа: «поднять»,»повысить», «уси­лить»,»улучшить», «активизировать»,»обратить внимание»и т.д.

Еслираспорядительная часть предполагаетразличные по характеру действия инескольких исполнителей, она делитсяна пункты, которые нумеруются арабскимицифрами. В каждом пункте указываютсяиспол­нитель (организация, структурноеподразделение, конкретное должност­ноелицо, например, в приказах), предписываемоедействие и срок ис­полнения.

Исполнительуказывается в дательном падеже. Можноуказывать и обобщенно, например:директорам заводов, руководите­лямархивов.Предписываемое действиевыражается глаголом в нео­пределеннойформе —«подготовить», «зачислить»,»организовать», «обеспечить»,»возложить», «разработать»и т.д.

Срок исполнения дол­жен бытьреальным, соответствовать объемупредполагаемых работ.

Распорядительныйдокумент может иметь общий для всехпунктов исполнительный срок. Однакочаще срок исполнения устанав­ливаетсядля каждого задания в отдельности. Вконце текста распоря­дительногодокумента помещается перечень документов,утративших силу или подлежащих изменениюс изданием данного акта.

Последнимпунктом в приказах, решениях, распоряженияхуказывается лицо, на которое возлагаетсяконтроль за исполнением документа.Распоряди­тельные документы могутиметь приложения,указания на которыедают­ся в соответствующих пунктахтекста (например: утвердить прилагае­муюинструкцию по делопроизводству).

Реквизит»Приложение» после текстараспорядительных документов самостоятельноне оформляется.

Текстраспорядительного документа должениметь заголовок, в кото­ром чётко икратко сформулировано содержаниедокумента. Заголовок начинается спредлога «О» («Об») и формулируетсяпри помощи отгла­гольных существительных(например, «О назначении…», «Обутвержде­нии…», «О введении…

«,«Осоздании…»)или существительных,указывающих на предмет (например, «Обитогах…», «О мерах…»).

Дляряда типовых управленческих ситуаций,требующих издания приказа (о создании,ре­организации, ликвидации учреждений,организаций и предприятий, о рас­пределенииобязанностей между руководством, овнесении изменений в положение (устав),структуру, штатную численность и штатноераспи­сание аппарата управления, вдолжностные инструкции, о переходе нановый режим работы), разработаныунифицированные формы докумен­тов,в которых предопределен не толькосостав, но и порядок располо­женияинформации.

Распорядительныедокументы оформляются на общем бланке,формат А4. В состав реквизитов входят:Герб или эмблема, наи­менованиеучреждения — автора, название видадокумента, дата, ин­декс (номер), местосоставления, заголовок, текст, подпись(подписи), отметки о согласовании.

Завершающимэтапом работы с проектами распорядительныхдоку­ментов является их согласованиеи подписание.

Согласованиеосуществляется путем визирования илипроставле­ния грифа согласования.

Так, проект приказа, решения, распоряжениявизируется составителем проекта ируководителем структурного подраз­деления,вносящего проект, всеми указанными впроекте исполнителя­ми, должностнымилицами, ответственными за исполнениедокумента в целом, юрисконсультом.Проекты документов, выполнение которыхтре­бует финансового обеспечения,обязательно согласовываются с финан­совымиорганами или службами.

Согласованиепроводит структурное подразделениеили лицо, гото­вившее проектраспорядительного документа. Визы илигриф согласо­вания, как правило,проставляются на первом экземплярепроекта. Если в процессе доработки впроект внесены значительные поправки,документ подлежит повторному согласованию.

Полностьюподготовленные проекты документовпредставляются на подпись. Приказы ираспоряжения подписываются руководителемили его заместителем.

Постановление ирешение имеют две подписи — пред­седателяи секретаря (управляющего делами)коллегиального органа. Подписываетсяпервый экземпляр документа, изготовленныйна блан­ке.

Никакие исправления враспорядительный документ послеподписа­ния не вносятся.

Распорядительныедокументы вступают в силу с момента ихподпи­сания или доведения до сведенияисполнителя. В ряде случаев сроквступления в силу и срок действия актауправления указываются в са­момдокументе.

Источник: https://studfiles.net/preview/4342720/page:32/

Адвокат Еремин
Добавить комментарий